вчера
Новый альбом Хаски — «Хошхоног»
Новый альбом Хаски — «Хошхоног»
22 сентября
Марк Чепмен извинился перед Йоко Оно за смерть Леннона
Марк Чепмен извинился перед Йоко Оно за смерть Леннона
21 сентября
Ураганы и радуги: американская группа Salem вернулась с новым видео
Ураганы и радуги: американская группа Salem вернулась с новым видео
19 сентября
Лучшие мобильные фотографии за неделю. 13-19 сентября
Лучшие мобильные фотографии за неделю. 13-19 сентября
19 сентября
Вы это заслужили. My Exercise
Вы это заслужили. My Exercise
18 сентября
Новый клип Shortparis – КоКоКо / Структуры не выходят на улицы
Новый клип Shortparis – КоКоКо / Структуры не выходят на улицы
17 сентября
В Голландии придумали экологичные гробы из грибов
В Голландии придумали экологичные гробы из грибов
16 сентября
Состоялась премьера мини-сериала «Третий день»
Состоялась премьера мини-сериала «Третий день»
15 сентября
Издание theBatya проведет презентацию с отечественными инди-играми
Издание theBatya проведет презентацию с отечественными инди-играми
15 сентября
В «Гараже» покажут фильмы с фестиваля «Кинотавр»
В «Гараже» покажут фильмы с фестиваля «Кинотавр»
15 сентября
Быков снимет новый фильм. Ещё один
Быков снимет новый фильм. Ещё один
15 сентября
Минская группа «Молчат дома» выпустила сингл «Не смешно»
Минская группа «Молчат дома» выпустила сингл «Не смешно»
14 сентября
Мазэрдарк — Фикция: все не то, чем кажется
Мазэрдарк — Фикция: все не то, чем кажется
14 сентября
«Резина» — «1619»: шепоты и крики
«Резина» — «1619»: шепоты и крики
14 сентября
Трейлер фильма Аарона Соркина «Дело чикагской семерки»
Трейлер фильма Аарона Соркина «Дело чикагской семерки»
Автор:
Альфонс Муха: мост между рекламой и искусством
Альфонс Муха: мост между рекламой и искусством
Альфонс Муха: мост между рекламой и искусством
Альфонс Муха: мост между рекламой и искусством

Еще задолго до того, как банки супа Кэмпбелл оказались на стенах Нью-Йоркского музея современного искусства, а Энди Уорхолл стал крестным отцом массовой культуры, Альфонс Муха показал, что реклама тоже может считаться искусством. Искусством, не имеющим самоцелью эпатаж или претензию в адрес современников. Он обрамил идею рекламы изысканной формой, сотворив прототип массового носителя аутентичной элитарности, который со второй половины двадцатого века по сегодняшний день эксплуатирует семья направлений в contemporary art. Однако разница между ними не меньше, чем количество персонажей «Игры престолов». Унитаз Марселя Дюшана считается произведением искусства, поскольку он является концептуальным овеществлением замысла автора, рассматриваемого в контексте социально-культурной проблематики. И все же это просто унитаз. В то время как унитаз, разработанный Мухой, был бы выдающимся артефактом, потому что он просто прелесть.

Чешский художник родился в 1860 году в городе Иванчице. Альфонс с детства проникся национальной культурой, прогуливаясь мимо чешских соборов и замков. Интерес к живописи, образу женщины и символизму проявился у него еще в годы обучения в гимназии — одним из его первых художественных опытов была акварель «Жанна д’Арк». А в будущем ему суждено было стать одной из самых первых ассоциаций со словом «модерн» в мнемонической системе.

По окончании школы судьба нанесла ему хук, когда он провалил экзамены в пражскую Академию художеств. Эта драма привела его в театр.

Вначале Альфонс пробовал себя в стезе актера, но его гений был совсем не в лицедействе. Муха перешел к созиданию театральных декораций, афиш и билетов. Затем он переехал в Вену, где работал в «Рингтеатре». Однако из-за пожара, охватившего театр и его мастерскую, он вернулся в Моравию, где занялся декорированием недвижимости графа Карла Куэна-Беласси.

Возможно, решение покинуть Вену было спровоцировано склонностью художника к оккультизму и мистицизму. Данные веяния в философии и культуре были характерны для этой эпохи. Кроме того, Муха с детства был окружен мистической атмосферой архитектуры Моравии, ее религиозной специфики. Эти зерна, удобренные читаемыми им трактатами и знакомствами с символистами, взросли в увлечение спиритическими сеансами, опытами экстрасенсов, гипнозом. Он был вхож в мистические общества, собрание франкмасонов. Влияние его увлечений особенно четко прослеживается в его поздних работах.

Впечатлив своим мастерством Куэна-Беласси, чешский Гауди нашел своего Гуэля. Граф выписал чек на его обучение в Мюнхенской академии изящных искусств. Через два года живописец решает перейти на новый уровень и переезжает в Париж, где занимается в Академии Жюлиана, а потом в Академии Коларосси. Однако смерть спонсора диаметрально меняет его судьбу. И неизвестно, стало бы имя Альфонса Мухи знаковой страницей учебника по истории искусств, если бы не женщины и реклама.

Лишившись средств к существованию, юное дарование вернулось к тому, с чего начинало — созданию афиш и плакатов, различных приглашений и визитных карточек. Однажды ему заказали очередную афишу для постановки «Жисмонда», главную роль в которой играла Сара Бернар. Этот плакат был дверью, постучавшись в которую, он достучался до небес французской культурной жизни.

Актриса была в эйфории от проделанной работы. По ее протекции Муха получил место главного декоратора в театре и следующие шесть лет создавал афиши, декорации, эскизы костюмов и ювелирных изделий. Сара Бернар говорила, что хотела бы быть такой же красивой, как на его плакатах.

Параллельно он занимался созданием этикеток различных товаров и книжными иллюстрациями. Серия, созданная им для «Моет и Шандон», до сих пор копируется на всевозможных предметах — от ювелирных изделий до зажигалок. Он делал рекламные изображения для шоколада, сигарет, духов, салонов и выставок. Работа в рекламе стала стратегическим маркетинговым ходом, превратившим его имя в бренд, гремевший по всей Франции, а впоследствии позволившим оставаться популярным занимаясь «подлинным» искусством.

Творчество Мухи можно разделить на два период: условно ранний и поздний.

Автографом работ раннего Мухи является «La Femme Muchas» — женский образ, окруженный пышными цветами и рамами из изящных орнаментов, с длинными вьющимися волосами, подчеркивающими грациозность, и свободными платьями, открывающими плечи и ноги. Образ спокойный и манящий — воплощение мужских фантазий конца девятнадцатого и начала двадцатого века. Эксплуатация женской сексуальности здесь настолько эстетична, что и не кажется эксплуатацией в принципе.

Серийная живопись — еще одна черта его творчество. Помимо «Искусства» Муха написал циклы «Сезоны», «Времена суток», «Звезды», «Драгоценные камни», «Цветы». Сразу вспоминается Клод Моне, стремившийся запечатлеть все грани одного явления. Только импрессионист играл с освещением, выявляя очарование объекта изображения в зависимости от света, а Муха — показывал насколько неповторимые и завораживающие отдельные элементы природы, собранные под одним понятием. Подобно Антонио Гауди он использовал в картинах то, что дала природа, не выдумывая ничего лишнего. Дистиллированная красота, которая не может не притягивать.

Альфонс сделал вклад в популяризацию элитарной культуры, издав книгу «Декоративная документация», в которой поделился эскизами и идеями для художников, по сути представляющую собой руководство для всех неравнодушных к декоративному искусству.

Поздний Муха, после переездов из Франции в США и из США в Чехию, значительно меняет свою деятельность. Рефлексия над историей, культурой и мифологией славянских народов стала катализатором восемнадцатилетней работы над циклом «Славянская эпопея». На картинах этого цикла практически нет и следа арт-нуво. Может, дело в том, что арт-нуво было связано скорее с Западной Европой, в которой витал дух коммерции, а идея славянства для него на верхней полке стеллажа ценностей. На многих фотографиях и автопортретах художник одет в традиционную славянскую рубаху, делая акцент на гордости своим происхождением.

Двадцать полотен изображают переломные моменты в этногенезе славян, среди которых «Славяне на исконной Родине», «Гора Афон», «Отмена крепостного права на Руси», «Апофеоз истории славянства». Они проникнуты мистицизмом и символизмом в духе «Серебряного века», вызывающим из темных переулков души спрятанные там, сложно объяснимые эмоции, отдающие торжественностью и тревожностью. Помимо этого масштабного проекта, Муха занимается декорированием интерьеров Муниципального дома, отелей «Империал» и Европа», создает эскиз витража в соборе Святого Вита.

В 1918 году Чехословакия провозглашает независимость. Муха, будучи ярым патриотом, разрабатывает эскизы первых банкнот, марок, вариант государственного герба. Он достигает второй точки максимума на кривой славы своей жизни.

В тридцатые интерес к модерну стремительно уменьшается, влияние Мухи падает. Во времена захвата Чехословакии его несколько раз арестовывало и допрашивало гестапо, включив его в список врагов третьего рейха из-за чрезмерного патриотизма. Из-за этого он простудился и заболел пневмонией. Смерть в образе грациозной славянки настигла его в 1939 году.

Читайте также:
Влюбленные в информацию погибнут первыми
Влюбленные в информацию погибнут первыми
Ни океанов, ни морей
Ни океанов, ни морей
Короткий метр «Никогда»
Короткий метр «Никогда»