Автор:
Иллюстрация: Саша Протасов
16.10.2015
Тоска почёта
Тоска почёта
Тоска почёта
Тоска почёта
Тоска почёта

Новая русская волна в спальном районе города

Хор обсуждений вокруг новых сибирских пост-панк и электроклэш проектов не умолкает. Нынешнее молодое поколение слушателей знает творчество Гражданской обороны и какой-нибудь Напрасной юности не хуже, чем поколение отцов, но без новых героев всё равно не обойтись, тем более в непрерывном информационном потоке. Этому вторит социально-политический контекст — мы снова на краю глубокой ямы, оттого нам безысходно грустно и истерически весело. К тому же возможность высказаться сегодня технически упрощена — интернет позволяет действовать без оглядки на лейблы, продюсерские центры, а иногда и без репетиций в заброшенных помещениях.

Ставить в один список такие группы, как Убийцы, Вхоре, Звёзды, Искусство Быть Мадридцем, Ploho, Сруб, Буерак — не самая лучшая из идей, однако все вместе они действительно образуют единый стрим, несмотря на разницу в звучании и визуальной эстетике. Им приходится держать удар — раз за разом отвечать на вопросы о влиянии Кино, Joy Division и всё той же Гражданской обороны. Неудивительно, что в попытках вырваться из рамок участники молодых команд начинают отнекиваться от ярлыка «Новая русская волна», как от заразы.

Фото: Юля Семенихина

Из этого ряда, конечно, особенно выбиваются томские проекты — Убийцы, Вхоре и Звёзды. Становление томской сцены — событие само по себе, которое к тому же влияет на всю альтернативную «подпольную» сцену: концерты в рамках туров по стране, локальные фесты вроде «Зураб делает фестиваль» могут показаться просто способом провести время, но через десяток лет станут частью истории. С одной стороны, Убийцы, чей сарказм заколочен в электронику: «Что ты сделал для хип-хопа в свои годы?», забавные и танцевальные супергерои модных witch-вечеринок  и «Скотобойни».

Фото: Алина Дырова

С другой, взрослые девочки «Вхоре», которые чувствуют тинейджерские волнения острее, чем сами «юные леди и джентльмены», которые, по сути, и являются адресатами. Да, кажется, шутовство, но злободневное до зубного скрежета — о массовой культуре, о феминизме и популярности в социальных сетях — вот и «Мальчик в найках, поставь мне лайки», «Мы не готовим щей, мы мера всех вещей» и «Сапиосексуал». Подобная музыка — самый яркий маркер для поколения вечных подростков. Двадцать-тридцать лет — время всё той же первой любви, вписок и тусовок, но без желания самоутвердиться с помощью тачки подороже, доставшегося от нулевых.

Фото: Официальное сообщество «ЗВЁЗД»

Третья сторона — Звёзды, которым свойственна вдумчивая поэтизация текста и холодное звучание. Оглянешься — многоэтажки, забредешь в одну из квартир типовой постройки, а там трагедия похлеще всякого книжного сюжета. Именно упоминая группу «Звёзды», можно говорить о  странном сочетании тревоги внутренней и внешней выправки городов — покосившихся домов, старых дворов и подворотен, где снуют пьяницы. Достоевщина интереснее и ближе всякого Мэдчестера. Благо, образности не занимать: «И я вижу золотые стигматы на твоих тонких руках». Впрочем, и Звёзды не прошли мимо типичных тем, сдобренных иронией: «Королева Кузбасса», «Пассажир» или «Друг мой пистолет».

Фото: Егор Гашников

Группа «Искусство Быть Мадридцем» из Красноярска, скажем прямо, не такая известная. В этот поток они удачно вписываются с дебютным альбомом «Побег» — рядом со «Звёздами» — о личном. К слову, «Дезинсектор» — баллада на века, которая пока остается незамеченной.

toska-pocheta4
Фото: Официальное сообщество «Ploho»

Два поезда движутся навстречу. Этот, к примеру, новосибирский. Здесь Ploho. Да, а еще Сруб и усть-чилимский (где эта точка на карте, кстати?) Буерак, который напрочь сносит все стандарты. До появления Ploho сложно было говорить о возрождении экзистенциального пост-панка как такового, но именно их EP «Ренессанс» (сам по себе декадентский опыт — такой вот неожиданный оксюморон) укрепили это понятие. Пожалуй, еще «Вниз» и видео к нему — уверенное тому подтверждение. Почти инфернальный «Сруб» и полукриминальный «Буерак» ближе к земле — где-то еще не отгремели ни есенинские мотивы, ни «Владимирский централ». Теперь сурово: «Скрывая злость» и образуя «Случайные связи».

Если перестать ходить вокруг да около, то причину почёта сибирским группам, не претендующим на идеальный звук, скорее всего можно найти в противоположном лагере — аудитория изрядно устала от саунда, закольцованного поклонниками западного инди. Последние двадцать пять лет русское самосознание циркулирует между школьной дискотекой, комнатой в общежитии, где студент философского факультета пытается не спиться, квартирой амнистированного, запертого заново в панельке, и тайгой. Мы уже иммигрировали в веб, но еще не отошли от балагана девяностых. И об этом нужно сказать. Неизвестно, как новая русская волна переживет спад. В чём правда, брат, тоже еще не ясно. Но пока есть смысл и силы искать спасение в этой музыкальной канители. Следовательно, мы продолжим поиск — вероятно, снова на севере. Тоска, да не только.

Читайте также:
Как писать не хорошо, а вообще
Как писать не хорошо, а вообще
Фрагменты предсмертной речи
Фрагменты предсмертной речи
Космос гностиков
Космос гностиков