Автор: Микаэль Дессе
Смешная,
злая и высокая
Любимые читки новой драмы
Новость для тех, кто из драматургов читал только Чехова, да и того — еще на школьной скамье и из-под палки: сегодня в России пишут замечательные пьесы. Десятки шедевров современной русской литературы притаились в нише драматургии и ждут своего читателя (в идеале — зрителя).
По случаю фестиваля молодой драматургии Любимовка 2019 я отобрал для «Дистопии» три отличные читки с фестивалей прошлых лет.
* * *
«Философы» Валерия Печейкина
реж. Талгат Баталов
Простыми словами, Валерий Печейкин — новый русский Ионеско. Лауреат премии «Дебют», абсурдист и сатирик, из современников равный по крепости разве что Владимиру Сорокину, сегодня известен как штатный драматург «Гоголь-центра». Его пьесу «Философы» про атрофированное мировосприятие людей, оторванных ото всего мирского, публиковали в литературном номере Esquire за 2017-ый год, а для Любимовки ставил один из режиссеров Театра.doc Талгат Баталов.
* * *
«28 дней» Ольги Шиляевой
реж. Светлана Михалищева и Юрий Муравиций
Читка дебютной пьесы Ольги Шиляевой «28 дней» взорвала русскоговорящий Facebook в прошлом году. Злая комедия о менструальном цикле в лицах, в которой кто-то додумался усмотреть радикальный феминистский манифест, — на мой взгляд, одно из самых сильных, разыгранных по ролям, произведений о «невысказываемом» женского тела. Что касается массы полярных реакций в социальных сетях — постсоветскому человеку вообще свойственно сходить с ума, когда перед ним на острый язык нанизываются горой удобные ему стереотипы. Постановщикам Светлане Михалищевой и Юрию Муравицкому отдельное «браво». Менструальный хор — находка.
* * *
«Иранская конференция» Ивана Вырыпаева
На троне отечественной драматургии сегодня восседает Иван Вырыпаев. В контексте русской литературы в целом — фигура преступно недооцененная. Его больше знают как режиссера кино («Кислород», «Танец Дели», «Спасение»). В 2018 году на Любимовке была представлена его «Иранская конференция». Содержательно — самая тяжелая и совершенная работа Вырыпаева о переходе от абстракции к конкретике, от общего к частному, от плоского выпуска новостей о ситуации на Ближнем Востоке к выпуклым человеческим трагедиям по ту сторону экрана.
* * *
Уже 31 августа в Москву приедут драматурги со всей страны и зарубежья, чтобы услышать 40 читок новых пьес и поучаствовать в их обсуждении. На все читки и мастер-классы фестиваля вход свободный по предварительной регистрации. Подробней можно прочитать на официальном сайте Любимовки.