Проект Shortparis, пришедший из Новокузнецка в Петербург, обладает феноменальной внутренней силой. Их смелая пластичность и сосредоточенность не имеет ничего общего с дешёвым эпатажем шаблонной поп-музыки и напускной мрачностью пост-панк проектов. Да, Shortparis — диковинка, пестрокрылая птица для наших серых широт — сингл «ТуТу» не опровергает это утверждение. Слушатель отплясывает ритм новой композиции, даже если не решается на настоящее движение.
Музыкантов в общей массе так часто называют эксцентриками, экспериментаторами и авангардистами, что, кажется, эта характеристика обесценилась вовсе. Однако Shortparis —другой случай, они обратили утихающий звук в живую речь — шумы и тоны.
Эффект всего творчества Shortparis представляется чем-то похожим на стихийный дух «Парада», сотворенного Жаном Кокто, Пабло Пикассо и Эриком Сати для Русского балета Дягилева. Та же попытка (надо заметить, удачная) вовлечь в обновленную театральность. Только теперь эта театральность на концертной площадке. И в качестве инструмента дерганность голоса, саунда, движения как целого, примененного теми, кто корни свои чувствует, но и трансформации не страшится. Можно предчувствовать в предстоящей полноформатной работе ломанность, эклектичность и то самое необъяснимое, мимо которого пройти невозможно. Но кто знает, чем обернется их внутренний «русский сезон»? Если сюрреалисты ломали комедию, то, кажется, Shortparis умеют ломать драму в звуке — без истерики.
Переосмысление хита «Руки Вверх» 1999 года, образец как раз из той самой шаблонной попсы, едва ли можно было ожидать от Shortparis — в их арсенале куда более витиеватые работы, чем дискотрек из детства. И тем не менее закономерно: масскультура, особенно такая фриковатая в своей простоте, как «Дома не сиди», должна быть переработана — хотя бы для того, чтобы доказать: поп девяностых всё же не пластик, а биоразлагаемый материал.
Одно можно сказать уверенно: Shortparis соответствуют стилю в понимании Кокто, потому что владеют «простым способом говорить сложные вещи».
Чтобы разобраться, как случилась такая работа, мы обратились за комментарием к вокалисту Shortparis Николаю Комягину:
«Крысу мы сфотографировали в Париже. Она лежала на брусчатке возле центра современного искусства Ж. Помпиду. В музее мы ничего не снимали, но крысу вот увековечили. Теперь ее тушка, казалось бы, такая честная, ассоциативно закрепится за нашими песенками, встроится в систему культурного потребления и станет частью досуга какого-нибудь подростка.
Вообще тема бытового, даже тупого столкновения со смертью как-то прилипла к этому синглу.
Релиз сопровождает еще один «реди мейд» — cover на песню группы «Руки Вверх» 1999 года. Музыкально он, как и обложка, — на грани безвкусицы. Но именно на таком материале я, десятилетний житель российской провинции 90-х, выстраивал свои эстетические координаты и соприкасался с «прекрасным».
«ТуТу» — только в такой форме и с таким названием можно было позволить себе высказаться на заявленную тему. В этом релизе меньше корневого для Shortparis пафоса, но мы доберем в альбоме».