Иллюстрация: Илья Кучин
24.01.2016
Smart Consumption:
реализуйся как потребитель
Smart Consumption: реализуйся как потребитель
Smart Consumption: реализуйся как потребитель
Smart Consumption: реализуйся как потребитель
Smart Consumption: реализуйся как потребитель

Разумному человеку не нужно говорить, что переплачивать – вредно, опасно и попросту некрасиво. На что потратить свои кровные, в конечном итоге каждый решает сам. Но в то же время мы живем в таком обществе, где самый простой и доступный каждому способ самореализации – потребление. Стоит ли пускать такой важный процесс на самотек? Конечно же, нет. Тем более, что приметой нового времени становится smart consumption («разумное потребление»).

На свете существует множество чудесных профессий. Специалист по выгулу чужих собак, шоппер, стилист по галстукам-бабочкам, архитектор систем интеграции автоматизированных процессов и тому подобное. Все они важны. По крайней мере, пока рынок голосует за их существование своим мятым долларом. Одной из таких профессий является аналитик трендов – современный оракул, который вместо черепков и ракушек использует таблицы Excel и выкладки по Big Data. Каждый год лучшие аналитические агентства мира выкатывают на-гора (и за круглую сумму) свои отчеты, в которых утверждают, что «мир сместился в мобильник», «мы живем в обществе экрана» и «новая зеленая материальность» важнее «постиндустриальной тоски по дауншифтингу».

Важно понимать, что предсказание общественных трендов – дело неблагодарное, поскольку исходный материал неистово сопротивляется, а анализ модных течений и зарождающихся волн социального интереса подобен тому, как ученые в своих Гарвардах и Стенфордах пытаются объяснить природу интернет-мемов про грустного Киану или упоротого лиса.

Мир креативной абстракции, структурного анализа и мощных инсайтовых выводов существует на страницах презентаций Power Point и только изредка просачивается в нашу жизнь.

И все же нельзя просто так отбросить труд работников клавиатуры и таблицы. Если убрать максимально глянцевые, пафосные и модные вещи, порожденные специфическим дискурсом, то нарисуется-таки определенная картина. Подобное можно наблюдать на конференциях по философии, когда большинство людей заняты обсуждением своих виртуальных проблем, но в сухом остатке получается, что есть пара человек, которым важнее поговорить о злободневном, чем в очередной раз оправдать свое существование перед спонсорами.

Дело вот в чем. Кое-что окончательно изменилось со времен прекращения существования общества модерна, когда человечество жило от звонка до звонка, отправляло пионеров на неизведанные территории и возводило грандиозные дамбы, которые, подобно атлантам, держали небо на своих бетонных плечах. Сегодня мир – уже не завод, а огромный склад барахла с AliExpress. Мы больше не бравые пионеры, покоряющие горизонты науки, техники и человеческой природы. Установленным фактом считается: никакой «природы» нет, все относительно, имеет значение только то, сколько товаров и по какому прайсу ты покупаешь.

Путешествие в жизнь похоже на прогулку по супермаркету, где бесконечное количество светящихся витрин жаждет заполучить доступ к трем основным ресурсам человека. Его деньгам, времени и эмоциям.

Перепроизводство порождает перепотребление. Рынок продавца сменяется рынком потребителя, но что означают эти мантры потных маркетологов, работающих за 9.99 в час? Это означает, что товаров производится больше, чем успевает купить человек. Но не покупать он попросту не может.

Общество не оставляет нам горизонта для самореализации. Миру мы нужны как потребители. Но значит ли это, что остается быть покорным стадом в очереди за кофе Starbucks?

Какая мечта человека сегодняшнего дня? Машина, квартира, работа, семья, большой изогнутый 3D-телевизор? Собака дорогой породы? Собственная коллекция духов? Выставка фотографий? Все это – извращенные формы потребления. Вопрос только в том, что именно ты выбираешь – товар, услугу или эмоцию, которая за этим стоит?

Впрочем, человеку, в детстве упавшему в яму с Матрицей, воспитанному французскими философами и американскими мастерами авторского кино и литературы, эти мысли очевидны. Другое дело, что альтернатива потреблению – бунт. А он обречен на провал, в чем пафосно расписались все: от Чака Паланика до Алексея Навального.

Но если в Pax Americana проблема ставится таким образом, что у человека слишком много выбора, а деньги жгут ляжку, то у нас проблема стоит несколько иначе. Товаров, услуг и прочих соблазнов современной городской жизни меньше не становится. На место одних «драконов» приходят другие. Но хвастаться iPhone 6s plus в столовой с тарелкой гречки в руках как-то не комильфо. Соответственно, пока западные интеллектуалы задаются вопросом, как им обустроить себе место в обществе потребления без необходимости оккупировать очередной гайд-парк, русский человек с грустью потирает дырку на штанах, куда только что провалилось его гордое звание среднего класса.

Но, разобравшись в логике общества, возникает понимание, что проблемы белых людей не от избытка выбора, а от отсутствия смысла в потреблении. Порождать его – задача образованного разума.

Концепция разумного потребления – это философия, которая не имеет своего духовного лидера. Иначе ей было бы присуще квазирелигиозное метание из крайности в крайность, догматизм и агрессивность. Разумное потребление – это брат-близнец медиа-аскетизма. Но если последний призывает, условно говоря, удалить лишних людей из Вконтакте и ограничить поток новостей на единицу времени, разумный потребитель сокращает число покупок. Тем самым, каждая из них становится важнее. Занимает больше места в жизни.

Самым правильным делом перед покупкой чего-либо (от Саратовской брынзы до iPad Air) является не изучение технических характеристик товара и не бренд-обещание. Важнее спросить себя: «Нужно ли мне это прямо сейчас?» Постоянно спрашивать себя, зачем мне эти товары и как я смогу улучшить свою жизнь с ними – показатель того, что мы переводим игру в «купи меня» на свое поле — поле деятельного разума.

Классик экономической теории Адам Смит полагал, что люди вступают в социально-экономические отношения разумно. Как никогда мы близки к тому, чтобы соответствовать этим словам.

Почему гигиена полости рта считается нормальным и правильным, а гигиена собственных расходов нет? Завести себе приложение для учета трат проще простого. Большинство банковских приложений уже сегодня позволяют посмотреть, какие статьи расходов отнимают больше ваших средств. Это предельно простой способ начать контролировать свою жизнь. Машину потребления не остановить, но можно хотя бы начать понимать, куда эта машина нас везет.

Следующим важным делом является предварительное распределение доходов и расходов. Большинство жителей страны, согласно опросам Левада-Центра, не делают накоплений. Но зачем нам сидеть в одной раскачивающейся на волнах лодке с этими паникерами? Принцип очень простой: 50% доходов должны уходить на обязательные траты, 30% — на развлечения и подкрепление себя правильными эмоциями, 20% — накапливаться на счетах. Желательно — заблокировано, чтобы ненароком в голодный год не купить пачку пельменей на средства из неприкосновенного запаса.

Если же, посчитав свои расходы и доходы, мы понимаем, что обязательные траты забирают больше половины финансовых поступлений – пора задуматься. Начать относиться к себе строже – это хорошо, по-взрослому, в духе 2016 года. Отказаться от маффина в пользу пачки бобов – разумно, поскольку, во-первых, так дешевле, а во-вторых, мы не молодеем и пора бы подумать о сохранности своей материальной оболочки. Впрочем, чтобы понять, что на что нужно заменить, следует составить карту собственных покупок, текущих и желаемых.

Древние говорили, мы – это то, что мы едим. Но если окинуть на этот вопрос современным взглядом, то получится: мы – это то, что мы покупаем. Так готовы ли мы ассоциировать себя с очередным двойным лонг-айлендом за тройную цену или со стейком из санкционной говядины?

Выбор в пользу разумной экономии и потребления только действительно важного и ценного – это часть жизненной философии осознающего себя крутого человека, а вовсе не вынужденный компромисс нищеброда.

Покупка, сделанная импульсивно, по большей части окажется разочарованием или забудется уже через несколько минут после «употребления». Задайтесь вопросом: а кто контролирует процесс покупки? Действительно ли эта кофточка оказалась в вашем шкафу, потому что она понравилась, или это результат слаженной работы стилиста, мерчендайзера, маркетолога и продавца? Технологии массовой коммуникации, реклама, PR, умелый продуктовый дизайн и выстроенное usability покупки – это не оправдания вашей неспособности держать кошелек на замке. Почему вы до сих пор существуете в парадигме навязанной коммуникации? Пора взять себя в руки.

Единственный способ выжить в мире тотального потребления, когда товаров на душу населения больше, чем денег в карманах у этого самого населения, но красиво жить все равно хочется – не жечь двери бутиков и не рвать голосовые связки на митингах. Реальный способ стать лучше – взять под контроль основную форму существования в этом мире – потребление. Покупать с умом легко, если держать самого себя за руку. Не получается – попросите друзей, родственников, спутников жизни. Вместе быть разумными проще. Все же мы люди, в конце концов.

Читайте также:
Реквием по сакральному
Реквием по сакральному
Безалкогольный дневник
Безалкогольный дневник
Покойный голос. Интервью с Францем Кафкой
Покойный голос. Интервью с Францем Кафкой