Автор:
Иллюстрация: Admiral Hansley
20.08.2016
5 книжных издательств, сформировавших поколение нулевых
5 книжных издательств, сформировавших поколение нулевых
5 книжных издательств, сформировавших поколение нулевых
5 книжных издательств, сформировавших поколение нулевых
5 книжных издательств, сформировавших поколение нулевых

Через поколение родившихся в годы перестройки проходит культурологический разрыв, и естественно, что когда к нулевым они стали молодыми людьми, им захотелось читать актуальную литературу, написанную доступным языком, близкую им по проблематике. В значительной мере их потребности в искусстве удовлетворялись музыкой, кинематографом, физическими и интернет-журналами, даже современными художниками, но и интерес к книгам оставался значительным (в настоящей статье речь пойдёт только о них). Итак, выросшее в атмосфере девяностых, это поколение не привыкло к шаблонной риторике и интересовалось преимущественно творчеством свободомыслящих людей. На спрос появилось и предложение. Необходимых подросткам старых и новых отечественных авторов было не так уж много, так что ниша активно заполнялась переводной литературой. И на первый план в это время вышло пять издательств – это УЛЬТРА.КУЛЬТУРА, ГИЛЕЯ, AD MARGINEM, ADAPTEC/T-OUGH PRESS и KOLONNA. Все они обладали ярко выраженной издательской политикой, выстраиваемой одним-двумя людьми, державшими руку на пульсе времени – поэтому их фамилии стали для читателей синонимами их проектов.

.

УЛЬТРА.КУЛЬТУРА
Ильи Кормильцева

.

Автор лучших песен группы НАУТИЛИУС-ПОМПИЛИУС, в своё время однократно выпивавший с Ельциным, Илья Кормильцев к концу девяностых отошел от музыки и занялся переводами (например, первое издание БОЙЦОВСКОГО КЛУБА на русском языке), а в 2003 году основал собственное издательство. В качестве целевой аудитории Кормильцев явно выбрал подростков, желая продать им как можно больше книг с громкими названиями и цветастым дизайном. То, что среди книг просачивался иногда и очевидный мусор, Кормильцева нисколько не смущало – благодаря этому он за четыре года успел издать солиднейший багаж книг, более 100 наименований. Помимо современной зарубежной классики он выпускал серию ЖИЗНЬ ЗАПРЕЩЁННЫХ ЛЮДЕЙ, как бы дополняющую официальную ЖЗЛ, ходульную прозу и поэзию отечественных молодых авторов (но не только – были и выдержавшие определённую проверку временем Цветков, Витухновская, Родионов), а также много злободневного нон-фикшна, в том числе и о цифровом пространстве. В начале 2007 года издательство закрылось, а Кормильцев умер. Попытка возродить УЛЬТРА.КУЛЬТУРУ была позже предпринята энтузиастами, но перевалить отметку даже в 10 книг им не удалось. Большинство книг, выпущенных Кормильцевым, впоследствии не переиздавались, что значительно увеличивает интерес к его деятельности.

.

5 ВАЖНЫХ КНИГ:

— Субкоманданте Маркос – Четвёртая мировая война
— Билл Брюстер – История Диджеев
— Адам Парфрей – Культура времён апокалипсиса
— Дмитрий Пименов, Сергей Троицкий «Паук», Эдуард Лимонов, Александр Бренер и Барбара Шурц и др. – Последние Пионеры (сборник)
— Брет Истон Эллис – Американский психопат

.


.

ГИЛЕЯ
Сергея Кудрявцева

.

Деятельность ГИЛЕИ началась ещё в Советском Союзе – в 1989 году. Для того, чтобы достать дефицитную бумагу на первые книги, Кудрявцеву пришлось выпускать в НОВОДВИНСКЕ (Архангельская область) газету СЕВЕРНАЯ ГИЛЕЯ, включающую в себя как интересующие его материалы, так и публикации местных авторов. Проработав над ней чуть больше года и получив вожделенную бумагу, Кудрявцев немедленно напечатал первые две книги – КУКИШ ПРОШЛЯКАМ Кручёных и ЗМЕЕСОСА Радова. С тех пор (т. е. уже больше четверти века) он неустанно выпускает по несколько книг в год, список уже перевалил за 100! Благодаря такой неспешной деятельности Сергею удавалось скрупулёзно контролировать процесс и выпускать только действительно ценные книги. В итоге молодые люди нулевых с большим интересом штудировали сокровищницу мирового авангарда, выпускаемую ГИЛЕЕЙ – русских и итальянских футуристов, прото-дадаистов, дадаистов, итальянский второй футуризм, сюрреалистов, обэриутов, трансфутуристов и даже современных художников-акционистов – Александра Бренера и Дмитрия Пименова. Попытки всех этих творцов обновить искусство были идеально созвучны юношескому максимализму читателей! А вслед за этим у них проснулся интерес и ко второй линии издательства, лаконично дополнявшей первую – книгам западных левых мыслителей. Сверх того, при издательстве в 1992 году открылся независимый книжный магазин, ставший настоящим культурным центром и значительно повлиявший на последующие аналогичные проекты (он был закрыт в 2012 году).

.

5 ВАЖНЫХ КНИГ:

Боб Блэк – Анархизм и другие препятствия для анархии
Артюр Краван – "Я мечтал быть таким большим, чтобы из меня одного можно было образовать республику…"
Александр Бренер – Жития убиенных художников
Алексей Кручёных – К истории русского футуризма: Воспоминания и документы
Сергей Кудрявцев – Вариант Горгулова: Роман из газет

.


.

AD MARGINEM
Александра Иванова и Михаила Котомина

.

Основанное в 1991 году издательство поначалу интересовалось в основном современной философией и искусствоведением – как отечественными, так и западными. Уже в 1992 году они умудрились выпустить сборник, ставший самым крупным изданием философа Делёза во всём мире – 100 000 экземпляров, а вскоре открыли свой независимый книжный магазин – чуть позже ГИЛЕИ. Так всё потихоньку и шло до конца нулевых, когда издательство внезапно сменило свой вектор и взялось за издание современной отечественной прозы, став её эпицентром (и незначительно разбавляя её зарубежной). Чтобы получить представление об этом их периоде, достаточно списка фамилий – Ширянов, Радов, Лимонов, Проханов, Сорокин, Елизаров, Мамлеев, Козлов, Прилепин, Пепперштейн. Именно МАРГИНЕМ предоставили им возможность спокойно печататься и вывели Сорокина, Елизарова и Прилепина в топовых писателей! После чего те, конечно, покинули АД МАРГИНЕМ и перешли к мейджорам, а Иванов с Котоминым разочаровались в отечественной прозе. Но свою деятельность на этом не прекратили. В 2012 году они заключили пакт МАРГИНЕМ-МУЗЕЙ ГАРАЖ и начали на-гора выдавать литературу о современном искусстве и культуре, почти полностью – нон-фикшн. Энди Уорхол, Джон Кейдж, Ги Дебор, Вальтер Беньямин и множество других мыслителей – таков интерес АД МАРГИНЕМ на сегодняшний день. Со временем они становятся только активнее – в 2015 году ими было выпущено 38 книг.

.

5 ВАЖНЫХ КНИГ:

Михаил Гиголашвили – Чёртово колесо
Владимир Сорокин – Роман
Лотреамон – Селф-тайтлед
Хэл Фостер, Розалинд Краусс, Ив-Ален Буа, Бенджамин Х. Д. Бухло, Дэвид Джослит – Искусство с 1900 года: модернизм, антимодернизм, постмодернизм
Эндрю Соломон – The Irony Tower. Советские художники во времена гласности

.


.

 

ADAPTEC/T-OUGH PRESS
Алекса Керви

.

Первые несколько лет Керви издавал книги за свой счёт или выкладывал их в интернет, а также сотрудничал с Кормильцевым и Волчеком. Самым громким делом этого периода стал выпуск переведённого им СТРАХА И ОТВРАЩЕНИЯ В ЛАС-ВЕГАСЕ Хантера Томпсона (1999 год). Но по-настоящему Алекс смог развернуться после того, как заключил контракт с АСТ и начал работать над серией АЛЬТЕРНАТИВА, вскоре ставшей крайне популярной. В работе с мейджором были как свои плюсы, так и минусы. Да, они дали проекту финансирование и хорошую дистрибуцию, но и очень сильно замусорили его проходными авторами – если наличие Паланика, Коупленда, Уэлша и Берроуза в рамках серии кажется естественным, то добрую сотню книг можно было бы и не издавать. Сам Керви отвечает всего за 84 из примерно 250 наименований (его книги снабжены логотипом T-OUGH PRESS), но даже укороченный список представляется не безупречным. Выбирать, что читать из серии, приходится максимально осторожно, но в целом проект остаётся прорывным для отечественного книгоиздания. В центре интереса Керви всегда стояла переводная проза авторов второй половины XX – начала XXI веков, и не стоит забывать, что именно он подарил русскому читателю книги Томпсона, Хоума, Джона Кинга, Ричарда Хелла и многих других авторов! Порвав с АСТ, Алекс не оставил издательскую деятельность, сотрудничая сначала с КИСЛОРОДОМ, а потом с АНФ. Время покажет, кто станет его союзником в будущем.

.

5 ВАЖНЫХ КНИГ:

Джеймс Хэвок – Мясная лавка в раю
Легс Макнил и Джиллиан Маккейн – Прошу, убей меня
Мэттью Стокоу – Коровы
Джон Кинг – Фабрика Футбола
Майкл Дилан Раскин – Маленький нью-йоркский ублюдок

.


.

KOLONNA
Дмитрия Волчека и Дмитрия Боченкова

.

Дмитрий Волчек начал выпускать первый самиздат-журнал в далёком 1982 году, но его проект-долгожитель МИТИН ЖУРНАЛ появился чуть позже. Там Волчек 15 лет отрабатывал свой вектор, после чего подружился с КОЛОННОЙ Боченкова, имеющей схожие литературные предпочтения. С начала нулевых объединённое издательство работает в привычном современному читателю виде. Волчек с Боченковым руководствуются своей внутренней концепцией, внешним же её проявлением оказывается такой подход: они печатают наиболее маргинальную, декадентскую и эстетскую прозу, которую, по словам Волчека, «не решится печатать кто-либо другой». И это так, да не так. Ведь КОЛОННА не стала бы культовой, не напечатай она, например, Илью Масодова, старого соратника Лимонова Ярослава Могутина, поэта Алексея Хвостенко и Антонена Арто, режиссёра Алехандро Ходоровски, мистика Алистера Кроули, подборку книг Уильяма Берроуза и ряд других достаточно известных имён. Но большинство их авторов, действительно, интересны только КОЛОННЕ (порой в хорошем, а порой в плохом смысле), они жили в разные века и в разных странах – разброс чрезвычайно широк. Помимо этого, отличительной чертой издательства можно назвать отличный дизайн (начиная с определённого периода – хотя у позднего АД МАРГИНЕМ он также хорош, а книги ГИЛЕИ в последние годы и вовсе стали шедеврами полиграфического искусства), небольшие тиражи и полное отсутствие переизданий – благодаря этому ряд книг КОЛОННЫ стал настолько раритетным, что их невозможно купить даже с рук. Не обретая широкой известности, но и не впадая в полное забвение, издательство достаточно активно работает до сих пор, неизменно следуя своим принципам.

.

5 ВАЖНЫХ КНИГ:

Йозеф Вахал – Кровавый Роман
Луи-Фердинанд Селин – Громы и молнии
Илья Масодов – Тепло твоих рук
Уильям Берроуз – Счётная машина
Эрик Стенбок – Триумф зла

.


.

Ну вот, таковы пять главных издательских проектов нулевых годов. Хотя часть из них началась раньше и почти все не окончены до сих пор – максимальную популярность они приобрели именно тогда. Почему так вышло? Во-первых, перепроизводство: читатель в значительной мере удовлетворил свой интерес к подобной литературе и теперь всегда может обратиться к уже изданным огромным архивам. Во-вторых, за 15 лет молодые люди повзрослели, сменилось поколение и общественная обстановка. Мне, например, сейчас значительнее интереснее почитать Дмитрия Ивановича Писарева, Романа Сенчина, книги из серии ЗОЛОТЫЕ РОДНИКИ, ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ СИБИРИ и издательства ACADEMIA, чем какую-нибудь оранжевую книгу – хотя свежие издания ГИЛЕИ и АД МАРГИНЕМА неизменно привлекают моё внимание.

На этом можно было бы и закончить, но остался последний вопрос – какие же ещё были важные проекты, помимо упомянутых, пусть и менее влиятельные? И какие появились на сцене сейчас? Без этой информации картина не будет полной! И вот ответ. В начале девяностых видное место заняли ГЛАГОЛ, издавшие отдельными книгами работы Лимонова, Наталии Медведевой, Уильяма Берроуза, Чарльза Буковски. ГЛАГОЛ не был столь плодовит, а большинство их авторов потом «перешли» в другие издательства, так что их деятельность несколько затерялась во времени. Многих занятных зарубежных писателей тогда же издал питерский ИНАПРЕСС – в серии ЦВЕТЫ ЗЛА (Керуак, Жене, Генри Миллер). Проповедником и переводчиком различной американской литературы активно выступал и выступает Максим Немцов, составитель культовой мини-серии КОНЕЦ СВЕТА в ЭКСМО. Книги обо всех авангардах выходят, конечно, не только в ГИЛЕЕ, но никто не выпускает их так осознанно, централизованно и последовательно. Достаточный интерес представляют небольшой ряд книг больших издательств СИМПОЗИУМ (трилогия Мервина Пика, ранние издания Пинчона), ЛИМБУС-ПРЕСС, но яркого облика или интригующей издательской политики в целом у них всё-таки нет. Хороши ТЕКСТ, они спокойно работают на вечность, не стремясь быть актуальными. Самобытные и небольшие КРАСНЫЙ МАТРОС подарили нам книги Мирослава Немирова, МИТЬКОВ и Антона Сорокина. Из современных проектов же неизбежно привлекают внимание БИБЛИОТЕКА МОСКОВСКОГО КОНЦЕПТУАЛИЗМА, COMMON PLACE, ОПУСТОШИТЕЛЬ, ИЛ-МЬЮЗИК и интернет-издательство SALAMANDRA P.V.V., но говорить подробно о них пока рано.

.

Прим. Орфография авторская – а манера выделять слова прописными буквами позаимствована из журнала «КонтрКультУр'а».

Читайте также:
Безалкогольный дневник
Безалкогольный дневник
Одержимость дочери охотника
Одержимость дочери охотника
Знакомство с насилием
Знакомство с насилием