Иллюстрация: Rutger van de Steeg
29.10.2019



Погружение
в киберпанк
Погружение в киберпанк
Погружение в киберпанк
Погружение в киберпанк
Погружение в киберпанк
Предисловие:

В последнее время вопрос «С чего начать знакомство с киберпанком?» становится все актуальней, вытесняя по популярности «С чего начать смотреть аниме?». Мы подготовили для вас свою версию ответа на этот вопрос, собрав подборку книг и комиксов про контркультуру от мира фантастики — киберпанк.

Всегда приятно открыть для себя какую-то новую эстетику, новый мир, тем более если они стоят того. С чего стоит начать, и что «все в этом нашли» — в этой небольшой подборке.


Начнём с простого. Главный принцип киберпанка — показывать загнивающий мир будущего, в котором царствуют высокие технологии, искусственный интеллект и модифицированные техникой человеческие тела. Сотни популярных фильмов, игр, комиксов обращаются к эстетике киберпанка. Сегодня кибербанк стал органичной частью поп-культуры, но так было не всегда.

В самом названии киберпанк заложено слово панк, а значит — заложен протест. В середине 1980-х, когда киберпанк впервые вышел на литературную авансцену, он оказался настоящей пощёчиной традиционной фантастике и мечтам о прогрессе. Подобно декадентам конца девятнадцатого столетия, авторы киберпанк-литературы стали клеймить прогресс и встали в оппозицию к традиционному мнению о том, что технологии способны принести человечество в беззаботное светлое будущее.

«Теологии будут. Ещё какие. Но светлого будущего не ждите» — говорила тогда киберпанк-эстетика.

Rutger van de Steeg

Человек в киберпанке — неимоверная сволочь, подчиняющая любые умопомрачительные изобретения своей мерзкой натуре. Чем больше техники на службе у человека, тем он опаснее. Это принцип. Киперпанк-литература одновременно говорит о будущем и против будущего, смешивает научную фантастику, идущую от Жюля Верна через Роберта Шекли с антиутопией в лучших традициях Оруэлла и Замятина.

Трудно встретить подборку киберпанк-литературы, в которой не было бы трилогии Уильяма Гибсона «Киберпространство», в оригинале «Sprawl trilogy». Не хочется, чтобы вообще кому-нибудь было трудно, поэтому и эта подборка стартует со знаменитой трилогии, действия которой разворачиваются в мире, пережившем Третью Мировую войну. Рассказ начинается в японском городе Тиба, где читатель становится свидетелем того, как одному из главных героев «ремонтируют» нервную систему и вживляют под кожу ядовитые капсулы, вынуть которые можно только выполнив миссию. Игра началась.

Первый роман трилогии вышел в символичном для антиутопий 1984 году. К тому моменту англоязычный мир был уже хорошо знаком с книгой, которую можно считать предтечей киберпанка. Речь идёт о вышедшем шестнадцатью годами ранее романе одного из столпов научной фантастики Филиппа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?». Другое, намного более знаменитое, название — “Бегущий по лезвию”. Пускай эта книга становится в нашей подборке номером два.

Rutger van de Steeg

Что же касается номера три — то это японская манга «Аkira», появившаяся в 1980-х и ознаменовавшая начало киперпанка в форме графического романа. Действия «Akira», так же как и многие сцены «Киберпространства», разворачиваются в Японии ближайшего будущего. Уличные банды, разъезжающие на футуристических мотоциклах, воюют за господство в Нео-Токио — городе, возникшем, на руинах Третьей мировой.

После «Аkira» эстафету графического киберпанка сначала в Японии, а потом и далеко за её пределами подхватила манга «Призрак в доспехах», вышедшая в 1989 году.  Главная героиня — майор Мотоко Кусанаги, девушка-киборг, сражающаяся с технологичными и неуловимыми террористами.

«Призрак в доспехах» подкупил фанатов, прежде всего, хорошо прописанной главной героиней — а вот продуманным до мелочей главным героем подкупил уже американский роман Брюса Стерлинга «Схизматрица», опубликованный в 1985 году. Имя главного героя «Схизматрицы» издевательски сложное — Абеляр Малкольм Тайлер Линдсей, он потомственный аристократ и политик, живущий в эру космических государств и межпланетных войны.

Если оторваться от классики и прочей древности и перенестись поближе ко временам, когда уже изобрели Айфон, можно обнаружить захватывающую книгу Йена Макдональда «Река богов». Текст, вышедший в 2004 году переведён на русский, но его эстетика стоит того, чтобы не полениться и прочитать роман в оригинале. Сценой действия в «Реке богов» становится Индия 2047 года, где современные технологии смешались с традициями, а люди не боятся экспериментировать со своим телом. Благодаря техническому прогрессу размытыми оказались границы расы, возраста, пола и гендера. Йену Макдональду удалось показать не просто «мир с роботами и небоскрёбами», как в большей части киберпанк-литературы, ему удалось описать совершенно новых людей с абсолютно иным, намного более прогрессивным, мышлением и восприятием себя.

Rutger van de Steeg

Ещё одним достойным примером киберпанка «родом из нулевых» считается роман Чарльза Стросса «Accelerando», напечатанный в 2005 году на английском и переведённый сегодня на большинство европейских языков. Но, к сожалению, не на русский (вернее, есть только фанатский перевод) — порой киберпанк-литература адаптируется российским рынком как-то постыдно медленно. В первый же год после своего выхода «Accelerando» получил какое-то невероятное количество премий, прежде всего, за изобретательную форму. Текст «Accelerando» состоит из 9 новелл, каждая из которых рассказана от первого лица представителями трёх разных поколений одной семьи. Первые три новеллы — это рассказ молодого мужчины, живущего в начале двадцать первого века. Следующие три — уже монолог его дочери, заставшей середину века. А три последние — повествование его внука, живущего в конце двадцать первого столетия со всеми страхами и реалиями наступившего будущего, которые едва совместимы с нормальной жизнью.

Один из последних хитов в нише киберпанка — роман «Autonomous» американской журналистки и писательницы Аннали Ньюиц. Роман о том, как живут андроиды, то есть полуроботы-полулюди, подсаженные на тяжёлые наркотики. Открывая книгу, читатель погружается в мир зависимостей: зависимости от технологий, зависимости от обновлений, зависимости от электричества, зависимости от наркотиков — тотальной зависимости. Этот роман одновременно пугает и завораживает, как пропасть, в которую человечество теоретически может упасть. Аннали Ньюиц удалось гармонично сплести эстетику грязного реализма в стиле Чарльза Буковски и Ирвина Уэлша с футуристичностью и назидательностью научной фантастики. Наверное, поэтому «Autonomous», вышедший в 2017 году, до сих пор встречается в доброй половине европейских книжных. Вероятно, и русский перевод романа скоро можно будет подержать в руках. Пока же можно довольствоваться и оригинальном.

Rutger van de Steeg

Да, киберпанк-литература — явление по большей части англоязычное (а киберпанк-комикс — японское), но, если читать по-английски не хочется или нет возможности, всегда можно обратиться к русскоязычным авторам, у которых также есть очень достойные тексты. Это — прежде всего, ранние работы Александра Тюрина, например, романы «Боятся ли компьютеры адского пламени?» или «Каменный век». К малоизвестной, но выдерживающие планку киберпанк-литературе можно отнести книгу Владимира Васильева «Горячий старт», которая в сокращённом варианте была издана в виде повести «Сердца и моторы». На шаткое поле киборгов, не слишком светлого будущего и высоких технологий заходит периодически и Виктор Пелевин — например, в рассказе «Святочный киберпанк» или романе «S.N.U.F.F.

По правде говоря, на сегодняшний день мир киберпанка настолько велик, что ни одна подборка, в том числе эта, не может претендовать на хоть какую-то объективности или тем более полноту. Тем не менее, эта подборка поможет начать погружение в каберпанк, а дальше — все книжные полки и сайты мира к вашим услугам.

Читайте также:
Против ересей: соционика и другие псевдонауки
Против ересей: соционика и другие псевдонауки
Знакомство с насилием
Знакомство с насилием
Похоронка: Закулисье ритуальных услуг
Похоронка: Закулисье ритуальных услуг