Человек сталкивается с кризисными ситуациями на всех этапах своей жизни, которые могут спровоцировать личностный кризис. В основе некоторых случаев можно выделить события, которые служат пусковым механизмом для становления кризиса: травма физическая, операция, приобретенная болезнь, утрата близких, в общем, негатив. Но также быть пусковым механизмом присуще и позитивным событиям — таким, как повышение на работе, первая любовь (но здесь следует рассматривать период влечения, а не привязанности), публичное признание обществом достижений, например установление рекорда спортсменом. Особенно отражаются события кризиса личности во внутренней идентичности в двух плоскостях: горизонтальное измерение личностной идентичности (выполнение требований собственного Я и вертикальное измерение (связанность историй жизни индивида во времени). Только на пересечении этих двух измерений возможен баланс личностного поведения конкретного человека; в противном случае наступает кризис. «Выживай с помощью интеллекта!»
Один умный человек говорил, что любая проблема таит дар для человека, а человек в свою очередь ищет проблемы, потому что нуждается в их дарах. Мысль принадлежит Баху — нет, не композитору, а публицисту, Ричарду. Если отталкиваться от этих слов, вывод: только что сформировавшаяся личность создает сама себе проблемы. Впрочем, в любом волнующем процессе лежит основа — переживание его длительности.
Переживание, в нашем случае это переживание кризиса личностного, рассмотрим на примере архаического инициатического путешествия героя. Разделим на пять основных этапов, то есть неких форм существования, отличающихся по смыслу и силе переживания индивида: первым выступит обыденность (еда, сон, семья, работа, зарплата, тусовки, поездка в метро, прослушивание музыки, конфликты с обществом и так далее), вторым будет зов (как некий призыв и магнит к разрушению и переменам), третьей по списку становится смерть и перерождение, четвертыми будут уроки, наставления, приказы, конечным итогом предстает завершение кризиса и личность с новыми качествами и жизнью.
Мы существуем в соответствии с условностями общества, то есть «как все». Мораль, правила и убеждения нарушаем, либо следуем им настолько, насколько следуют им все. Каждый гражданин является частью системы, которая разделяет восприятие целого и несет за собой разрушение (в таком случае духовная составляющая личности предстает перед нами в определенном облике лидера или грустного человека), а может и быть «трушным» вариантом свободы и красивой действительности. Эта стадия нам понятна и ощутима. Все навыки, знания, таланты которые мы приобретаем спонтанно на этой стадии, будут являться выражением первостепенных тенденций, целей, функций, интересов. Отсюда встраивается первичное мировосприятие, личность обладает пределами знаний в форме различий между «плохо» и «хорошо», нужно ли стремиться зачем-то или же быть консерватором. Если хорошо, то хорошо настолько, насколько это допускает социум. Если плохо, то как у всех. На этой стадии рождаются и умирают, то есть ничего необычного не происходит. Все как у всех.
Зов кризиса не имеет границ или допустимых точек отправления и его решения. Он часто реализовывается через разрушение привычных социальных отношений: потеря жены, денег, квартиры, невозможность вырасти как профессионал. Зов набирает силу тогда, когда его сметающая стрела достигает предела, благодаря социальным телам, которых он затрагивает. Примеры тел описаны ранее. Важности не имеет форма проявления зова.
Важно то, что зов прикасается к самым тонким стенкам внутри личности, показывая ограниченность способностей и возможностей. Он тащит за собой панику и смятение, но при этом личность воодушевляется и просыпается интерес к происходящим изменениям. Часто личность в такой ситуации оглушена зовом и не может понять, что это и есть триумф, созданный самим человеком. Триумф, который дает шанс на изменение всего вокруг тебя. Но как бывает у каждого, опять же вернемся к обыденности, происходит упущение, а далее вопросы: что я сделал не так, ведь могло быть лучше, верно?
Совершенно верно, но результат процесса смят и выкинут. Плод убит, и жизнь не продолжена. Однако спасателем является следующая фаза- смерть и перерождение. Где прежние структуры и линии личных целей умирают под давлением, оставляя после себя ростки опыта, который, в свою очередь, дает плоды в форме нового и совершенно чистого морального содержания. Возьмем за внятное раскрытие кризиса личности Раскольникова, персонажа Федора Михайловича и Булгаковского Мастера. Первая персона износила себя и зовом становится поступок, после которого Раскольников задается вопросами. Мастер вытаскивает Маргариту из застоя и пути немощной личности, что существенно поменяло восприятие реформ внутренних.
Лучше достойная и героическая смерть, чем недостойный и подлый триумф.
Джордано Бруно
Смерть здесь не является полной остановкой жизнедеятельности организма. Вовсе нет. Смерть — кризис, процесс самоотречения от своего Я, которое мешало жить и не падать, спотыкаясь об ошибки. В смерти выражается ткань новая, которую, пожалуй, назову тканью жизненного. То есть старый образ личности обязан умереть, а на его месте родится индивидуальность, которая полностью соответствует планке эволюции и социальной цели. Этому этапу соответствует Владимир Маяковский, особенно после революции, в которую он так верил. Перелом завершен, а ожидания были не оправданы. Маяковский полностью поменял свое политическое восприятие, в последствии это послужило одной из причин суицида, а именно- невозможность принять власть настоящую.
Такие стадии как урок и завершение кризиса — это нечто дополняющее новую личность. Урок — быстрый мастер-класс, который проводит сам себе человек, опираясь на свои настоящие идеалы и достижения в прошлом. Приобретаются ценности, которых не было ранее, опыт, который определяет стоящую личность, и понимание того, зачем я здесь и какова моя миссия.
В завершении происходит принятие себя нового или же отталкивания, и цикл повторяется снова. Чаще всего происходит принятие, так как повтор цикла непреодолим, и как правило заканчивается убийством психики. Триумфальное кольцо обозрения ломается, и человек летит туда, где саморазвитие не живет.
Вроде бы все прошло, и ты можешь смело заполнить свою экзистенциальную пустоту тем же дерьмом, но повторный кризис ломает сильнее. Во время триумфа внутреннего или внешнего происходит игра на публику, возникший в этом течении кризис бьет по центру осознания себя с удвоенной силой, причем преграды, в виде поддержки общества, уничтожаются быстрее возможного. Но в чем суть? В чем же загвоздка такого процесса и происходит ли он так же, как обычный кризис личности и духовного состояния? Фазы, стадии все те же, да, бесспорно. Но тут К. Г. Юнг врывается с высказыванием : «Судьба человека часто зависит от переживаемой трансформации». Да, ты взял с полки пирожок, надкусил и положил в карман, но остальное куда девать? Отдать другим? Личности в такой период стоит вбирать в себя все, что приобретается в процессе кризиса и уничтожать старое, переварив. Как считает Дж. Якобсон, кризис возникает тогда, когда события создают потенциальную угрозу удовлетворению фундаментальных потребностей (вспомним пирамиду Маслоу) и при этом они ставят перед индивидом проблему, от которой он не может уйти и которую не может разрешить в короткое время привычными способами. Отсюда получается, что личностный кризис — это конфликт между старым и новым, между привычным и возможным будущим, кто ты есть сейчас и кем ты стал после. Существует небольшая притча, которая полностью раскрывается важные моменты такого существования, как кризис себя самого во время триумфа. В поле, возле заброшенной деревни, жила гусеница. Она ела, росла, пряталась от дождя, врагов. Спала и мечтала стать совершеннее, чтоб быть к солнцу ближе и враги не достанут глядишь. Шли часы, дни. Гусеница все росла, становилась уродливее. Она задавалась вопросами о том, что же делает не так, почему процесс такой жизни никак не закончится. Гусенице было темно и страшно, холодно и одиноко. А впереди лишь пропасть. Перед ней встал выбор: поддаться страху темноте и неизведанному или превратиться в прекрасное, в бабочку. Маленькое создание выбрала второе, достигнув совершенства. В этой истории кризис — это время, дающее возможность гусенице сделать выбор. Время, отделяющее смирение и преодоление, волю к жизни и безнадежность, награду и падение, движение к успеху и покой обыденности.
Кризис чаще всего является на порог рассудка гостем, которого не звали и ненавидят. Но такая ситуация и будет являться именно тем зовом, который ты должен услышать и следовать за ним. Ведь именно кризис рождает личность менее конфликтную, свободную от прошлого, менее привязанную к своим традициям и устаревшим идеалам, к ментальности стада, более здравомыслящую и целостную.
Именно он, кризис, порождает все безукоризненное в человеческом.