Русское кино в жопе. Русское кино в жопе! Только Федя Бондарчук прикольный чувак. Вот Федя – прикольный.
Именно эти слова открывают ставший культовым фильм Кирилла Серебренникова «Изображая жертву». Избегая категорических оценок, несколько слов о картине и пьесе братьев Пресняковых, по которой и был снят фильм.
Начнем сразу с финала. Главный герой – Валя – всех убивает. Ровным голосом говорит следователю: «Ну, я точно не знал, отравятся они или нет. Раз так все получилось, я просто наблюдал, запоминал, ну, чтобы изобразить, воспроизвести все потом. Ну, потому что вам же надо будет узнать, как все это было…» Согласитесь, режет слух вот это его «изобразить». А оказывается, ничего особенного. Валя работает в милиции жертвой преступлений. На следственных экспериментах. Это даже не вакансия, а образ жизни: «на должность сотрудника требуется инфантильный мизантроп, циничный до безразличия, с чувством юмора и развитым интеллектом. Желательно подонок. Любовь к японской попсе приветствуется. Кандидатов без психических расстройств просьба не беспокоить»
С Валей все понятно, но почему, собственно, фильм культовый? Если принять за единицу знаковости выдвижение ленты на более-менее серьезный фестиваль, набирается довольно внушительный показатель. Четыре номинации на «Золотого орла» — а это, на секундочку, национальная кинонаграда России – четыре номинации и одна победа на «Нике» — премии Российской академии кинематографических искусств. Также картина забрала блогерского «Жоржа», главный приз и приз Гильдии киноведов и кинокритиков «Кинотавра», взяла Серебряного грифона за лучший фильм на Фестивале Фестивалей.
Многие упрекают режиссера в том, что вместо черной комедии получилась жесточайшая социальная чернуха. Сам Серебренников рассказал на «Закрытом показе», что хоть в Каннах ничего и не дали, но зрители смеялись весь фильм, начиная с первой же мизансцены. Исполнитель главной роли, Юрий Чурсин, номинировался на «Нику» как Открытие Года не в последнюю очередь благодаря своему комедийному таланту.
Экспозиция картины построена на антагонизме двух мужских характеров. Типичное шоу масок: Валя –пофигист и бездельник, его начальник – ответственный исполнитель и совестливый гражданин. Но если герой Чурсина в этой эпохе «местный», то капитан, воплощенный Виталием Хаевым, – далекий пережиток не менее далекого прошлого. Его непонимание и обида на беспредельную тупость и абсолютную нереальность происходящего выплёскивается в десятиминутный матерный монолог, без которого вообще нет смысла смотреть картину. Моралисты всплескивали руками и «запикивали» экспрессивный выпад капитана в сторону современного поколения. А зачем? Серебренников если и вносил купюры в оригинальный сюжет (например, полностью отсутствующая в пьесе сцена с убийством в туалете дописана самим режиссёром), то «пламенная речь» взята от первого до последнего слова. Братья Пресняковы не случайно считаются одними из лучших драматургов России. По силе внушения сравнимо с монологом писателя из «Сталкера». И тоже разобрано на цитаты.
Большая часть критики на фильм наперебой восхваляет глубокую эрудицию своих авторов, которые догадались, а может, просто где-то прочитали, что сюжет ленты – это калька с шекспировского Гамлета. Пресняковы решили не скрываться: Валя — Гамлет, Оля – Офелия. Папу Вали, как и в оригинальном сюжете, отравили. Кто – неизвестно. Но стремительно начавшие создавать ячейку общества жена и родной брат-близнец усопшего немедленно вызывают огонь сыновнего подозрения на себя. «Па, кто?» — вопрошает он призрака родителя, приходящего по ночам. Конечно, безответно. Главный герой имеет красивую и вескую причину стать жертвой происходящего и немедленно начать активно рефлексировать. К чему это приводит – вы уже знаете.
Традиция Театра-Форума предполагает вмешательство любого из зрителей вместо какого-либо актера с целью разрешения конфликта мирным путем. «Изображая жертву» — прекрасный претендент для такого рода деятельности. Здесь не идет речь о спектакле по пьесе, который успешно идет с 2004 года в МХТ имени Чехова. Именно Форум, где увидев линию движения героев и результат их действий, вы выйдете на сцену и дадите свое понимание ситуации. То ли сюжет слишком оторван от русской реальности, то ли достаточно убедительны были актеры, но на ум не приходит ни единой поправки к просмотренному. То есть, нет какой-то пусть даже тривиальной ветки сюжета. Не возникает возможности вскрикнуть: «А вот если бы он туда не пошел, то…». Это, конечно, драматургическая победа братьев Пресняковых и Кирилла Серебренникова. И в то же время, «недокомедия» с «перефиналом». Впрочем, как говорит Фрэнки из шоу-имени-себя-самого: «У вас, как всегда, должны быть свои версии…»