02 октября
Короткий метр «Саша, вспомни»
Короткий метр «Саша, вспомни»
02 октября
Дайте танк (!) выпустили «Человеко-часы»
Дайте танк (!) выпустили «Человеко-часы»
26 сентября
«Никогда-нибудь» — Место, где кончилось насилие
«Никогда-нибудь» — Место, где кончилось насилие
26 сентября
Лучшие мобильные фотографии за неделю. 20-26 сентября
Лучшие мобильные фотографии за неделю. 20-26 сентября
25 сентября
Новый альбом Хаски — «Хошхоног»
Новый альбом Хаски — «Хошхоног»
22 сентября
Марк Чепмен извинился перед Йоко Оно за смерть Леннона
Марк Чепмен извинился перед Йоко Оно за смерть Леннона
21 сентября
Ураганы и радуги: американская группа Salem вернулась с новым видео
Ураганы и радуги: американская группа Salem вернулась с новым видео
19 сентября
Лучшие мобильные фотографии за неделю. 13-19 сентября
Лучшие мобильные фотографии за неделю. 13-19 сентября
19 сентября
Вы это заслужили. My Exercise
Вы это заслужили. My Exercise
18 сентября
Новый клип Shortparis – КоКоКо / Структуры не выходят на улицы
Новый клип Shortparis – КоКоКо / Структуры не выходят на улицы
17 сентября
В Голландии придумали экологичные гробы из грибов
В Голландии придумали экологичные гробы из грибов
16 сентября
Состоялась премьера мини-сериала «Третий день»
Состоялась премьера мини-сериала «Третий день»
15 сентября
Издание theBatya проведет презентацию с отечественными инди-играми
Издание theBatya проведет презентацию с отечественными инди-играми
15 сентября
В «Гараже» покажут фильмы с фестиваля «Кинотавр»
В «Гараже» покажут фильмы с фестиваля «Кинотавр»
15 сентября
Быков снимет новый фильм. Ещё один
Быков снимет новый фильм. Ещё один
Интервью с издательской группой «Эксмо-АСТ»
Интервью с издательской группой «Эксмо-АСТ»
Интервью с издательской группой «Эксмо-АСТ»
Интервью с издательской группой «Эксмо-АСТ»

За последние 6 лет общий тираж напечатанных в нашей стране книг упал более чем на 30%, свидетельствуют данные Роспечати. Нынешний год на государственном уровне был объявлен «Годом литературы», направленном на развитие интереса к русской и мировой классике, пропаганду чтения и книжной культуры во всех ее проявлениях.

Дистопия побеседовала с директором по маркетингу и PR издательской группы «Эксмо-АСТ» Мариной Абрамовой о совместных проектах с Google; самом эффективном способе борьбы с пиратами; писателях-«локомотивах», чей успех позволяет экспериментировать; и интернете как отправной точке для начинающего автора.


 

Который год подряд количество наименований и общий тираж печатной литературы в России сокращается. Неужели «самая читающая нация в мире» стала реже открывать книги?

Подобная проблема существует, даже для таких крупных холдингов, как «Эксмо–АСТ». Нам пришлось немного пересмотреть редакционную политику в год кризиса. Не все знают, как можно перестроить свой бизнес, как наладить книжный маркетинг, и потому небольшие издательства вынуждены были совсем прекратить выпуск экспериментальных проектов, а крупные игроки стали подходить осторожней к неочевидным проектам.

Но проблема куда глубже, и она связана с системными трудностями всей отрасли, которые накопились за эти годы. Например, проблема отсутствия тренда чтения. Сейчас в России проходит «Год литературы», но посмотрите, как слабо он освещен в СМИ. Мы пытаемся помочь национальной литературе закрепиться, но зачастую у нас нет информационной поддержки. Представители телеканалов и радиостанций часто говорят мне: «Литература — не рейтинговый формат», и мы вынуждены придумывать новые интересные ходы, чтобы донести книги до читателей, а это требует не только денег, но и бОльших усилий.

Мы очень надеемся, что нам удастся привлечь креативное сообщество, придумать новые проекты, форматы. Стоит признать, что в большей степени официальный план «Года литературы» ориентирован на уже читающую аудиторию: форумы, конгрессы, а расширять публику никто не думает. Наша задача – привлечь нового человека, пока не читающего, а сделать это можно только через самые массовые информационные площадки – интернет и телевидение.

 

В Сети появилось множество магазинов, где можно приобрести электронные книги. Какие перспективы у таких проектов? Они способны победить пиратов?

Бороться с пиратством действительно проблематично. Как директор по маркетингу, я могу сказать, что два года назад, когда выходила новинка, она тут же появлялась на пиратских сервисах. Мы отправляли официальные письма, но либо получали отказ, либо нам просто не отвечали.

Сейчас наш запрос не остается без ответа, сайты отвечают быстро. В отношениях с социальными сетями и пиратами прогресс присутствует и, конечно, со временем повышается ответственность самих читателей.

К этому пришел весь мир, к этому и мы сейчас идем: в России наметилась новая привычка – потребление легального контента. А наша задача, как издателей, сделать такие легальные площадки удобными, чтобы пользователь мог в два-три клика и за небольшие деньги приобрести легальную новинку – это и есть самый эффективный способ борьбы с пиратством.

Считается, что издатели занимают консервативную позицию, выступают против интернета, однако это совсем не так: мы за продвижение книги разными способами. Мы понимаем, что интернет – это самая правильная площадка, а потому вкладываем большие деньги в сетевые площадки, в продвижение. Крупные игроки бизнеса инвестируют в онлайн маркетинг, в площадки такие, как «ЛитРес», и в развитие креативных авторов, которые экспериментируют с текстами в интернете. Единственное, против чего мы выступаем – против нелегального распространения контента, потому что это вредит нашим начинающим авторам и мешает выполнять взятые на себя обязательства издателю.

 

Летом ваше издательство выпустит книгу Дмитрия Глуховского «Метро 2035», которая уже публикуется по главам в газете «Метро». Как родилась эта идея?

Эта идея полностью принадлежит Дмитрию, он отличный маркетолог и великолепный писатель, постоянно экспериментирует. Такие методы дают потрясающий маркетинговый эффект, который позволяет собрать аудиторию, расширить охват, получить большое количество контактов и создать дискуссионные точки. Таких креативных авторов (к сожалению или к счастью, уж не знаю) немного. Не все авторы могут позволить себе экспериментировать с свободным доступом к их тексту, причем зачастую и не стремятся.

 

Не секрет, что в каждом издательстве есть авторы-локомотивы, такие, как Глуховский, чьи книги и приносят львиную долю выручки. В Вашем портфеле таких авторов много?

Безусловно, у нас есть флагманские проекты и авторы, но мы сотрудничаем с 6 тысячами писателей. Основная читающая аудитория – женская, поэтому большая часть продаж приходится на романы и детективы, именно этот сегмент и является локомотивом. Популярность Акунина, Марининой, Донцовой, Лукьяненко, других звездных авторов, которые успешно охватывают более массовую аудиторию, позволяет нам издавать экспериментальную, премиальную литературу, к сожалению, пользующуюся спросом у небольшой аудитории, ограниченной Москвой и Петербургом. В этой коллекции есть настоящие жемчужины, например, у редакции Елены Шубиной что ни книга – то алмаз, все книголюбы – гурманы это знают. И наша задача: издавать, развивать и продвигать интеллектуальную литературу и создавать новые имена национальных авторов.

 

Мы оба согласились, что россияне стали меньше читать. А вот молодежь совсем далека от литературы? Просто в последние годы появилось много полупартизанских изданий, которые успешно завоевали нишу среди молодежи.

Такие проекты есть, но нужно помнить: они были всегда. Это не зависит от того, идет речь о столицах или регионах: даже в самых отдаленных уголках есть активные, думающие, умные люди, которые объединяются в группы и создают свою мини-субкультуру.

Сейчас мы делаем совместный с Google проект, мы благодарны, что нас пригласили к участию. Если в прошлом году пользователи по всей России и миру читали роман Льва Толстого «Анна Каренина», теперь будет звучать Антон Чехов. Компания попросила нас порекомендовать региональные представительства книжного союза или активные организации, которые могут поучаствовать в проекте. Изначально мы опасались, что не наберем необходимого количества участников. Оказалось, идейные, креативные, самостоятельные люди, которые даже полупартизанят иногда, существуют. В рамках потерь книжного бизнеса это не страшно, в рамках популяризации чтения — это полезно. В регионах есть креативные талантливые молодые люди увлеченные литературой и саморазвитием, которые могут организовать чтения на центральных площадях, сделать настоящее событие и привлечь читающую публику.

 

Заключительный вопрос. Допустим, молодой автор написал/написала книгу и теперь думает, что с ней делать. Что вы посоветуете?

Из профессионального опыта могу сказать, что правильно начать с интернета. Если молодой автор уже что-то размещал в интернете, у него есть своя аудитория, пусть небольшая, которая может оценить его, что-то посоветовать, начинающий писатель сможет адекватно оценивать свои силы и развиваться дальше. Скажу больше: Сеть – это удобный для издателей инструмент поиска талантливых авторов, которым мы активно пользуемся, а потому начинать стоит с раскрутки своего текста в интернете на специальных площадках.

Читайте также:
Случай человека-проклятого
Случай человека-проклятого
Апология Творца
Апология Творца
Зачем тебе философия?
Зачем тебе философия?