Иллюстрация: Собака.ru
02.02.2021
Андрей Аствацатуров —
обо всём, тезисно
Андрей Аствацатуров — обо всём, тезисно
Андрей Аствацатуров — обо всём, тезисно
Андрей Аствацатуров — обо всём, тезисно
Андрей Аствацатуров — обо всём, тезисно
Предисловие:
Андрей Аствацатуров — специалист по англоязычной литературе, один из самых ярких лекторов России, писатель, «русский Апдайк», как охарактеризовал его один из постоянных авторов «Дистопии». Публикуем его максимально концентрированное интервью — без лишних расшаркиваний и лирики. Про современную литературу, несовременную науку, про прошлое, про героя нашего времени, про Россию и СССР.

Про университетскую карьеру

Кем я должен был быть после филфака? Ну, наверное, преподавателем русского языка, но мне все-таки хотелось заниматься наукой.

 

Про науку

Наука зачастую кажется миром интеллектуалов, независимых умов, людей, которые стараются открыть что-то новое. Это далеко не так. Наука сейчас представляет собой систему перераспределения мест и перераспределения грантов. Существуют всякие научные тусовки.  С тобой там будут общаться, если ты будешь лизоблюдствовать, бегать, приносить кофе, выстилаться. Меня в науке интересовала только собственная свобода. Мне не было интересно публиковаться в престижных журналах, у меня свои ориентиры, мне скорее важен сам факт знания.

 

Про писательство

Изначально я занимался наукой, потому что меня это развивало. С того момента, как меня это развивать перестало, я обратился к творчеству. В один момент я понял, что мне есть что сказать как литератору.

 

Про задачи литературы

Литература должна создавать мифы и создавать обобщенно положительную реальность будущего, показывать нам, что будет дальше, какие есть перспективы, представить положительную версию будущего.

 

Про «свою задачу»

Свою задачу как автора я вижу в том, чтобы зафиксировать переход от одной эпохи к другой.

 

Про популярность

Конечно прикольно, когда тебя читает много народу, но я не против того, чтобы литература была достоянием определенной группы людей. Литература должна занимать своё место она должна заниматься словом, её роль именно в этом.

 

Про современных авторов

Сейчас литература подошла к такому состоянию, что нужно действительно быть интеллектуалом, нужно действительно разбираться в том, как работает текст. Давайте я назову писателей, и вы увидите, что все они филологи. Ну, например, Евгений Водолазкин — доктор филологических наук, очень известный специалист по древнерусской литературе. Михаил Елизаров — окончил филологический факультет Харьковского университета. Захар Прилепин тоже заканчивал филологический факультет Нижегородского университета, его учили очень известные люди и очень хорошие профессора.

 

Про литературную критику

Я бы так сказал, хоть мне это не хочется говорить, но я вынужден признать, что лучшим критиком является Галина Юзефович. Это лучшее что у нас есть, к моему сожалению.

 

Про политику

Хотя все продолжают писать о политике, говорить о политике, но политика — это не та сфера, где можно найти реального персонажа, это всё вторично. Современная политическая структура настолько сложная, что нам нужны не столько герои, а функционеры, которые смогли бы её поддерживать.

 

Про журналы

Вот сплошь и рядом такие журналы, которые отдают отсебятину за литературу. Это никому не нужно, это вредно, это какой-то антипросветительский проект, и этого очень много.  Я бы сказал, что журнал — это устаревшая тема. Журнал должен совершать прорывы, открывать что-то перспективное, журнал должен быть боевым, заострённым, полемичным, объединённым людьми, которые имеют определённую эстетику, взгляды и волю. Ничего подобного в современных журналах я не вижу.

 

Про «блоги»

Молодёжные блоги, они боевые. Может не хватает людям знаний, ума, образованности, но они стараются — это здорово.

 

Про литературные тусовки

В современной литературе очевидных кружков нет. Есть тусовки поэтов, которые напоминают по характеру Comedy Club, то есть люди откровенно работаю на публику и на эффект. Большая литература тоже организована по принципу тусовок, они крутятся вокруг премий. Например, журнал «Звезда»- журнал чистой тусовки, то есть ты ходишь туда на собрания, общаешься со стариками. Если тебе очень охотно и интересно послушать старых людей и что они там думают, то пожалуйста, тебя там примут с распростёртыми объятиями, еще и оближут.

 

Про СССР

Я принадлежу к людям, которые потеряли родину, это достаточно страшно.

 

Про прошлое

Да, многие пишут о прошлом, и у меня это тоже есть, хотя я стараюсь приблизиться к современности, но, видимо, современность не даёт нам возможности обнаружить в ней что-то парадигматичное, что-то вечное, что-то достойное того, чтобы это можно было запечатлеть.

 

Про смерть героя

Что такое герой? Герой-это человек, который форматирует реальность под себя. Герой приходит и открывает нам новые ценности, навязывает нам какую-то новую логику.  В современности такие персонажи невозможны

 

Про «героя нашего времени»

Сейчас нужен не герой в прямом смысле этого слова, нужен кто-то включённый в общую логику. У меня за героя думают, за героя делают, чуть ли за него не едят, за героя сексом занимаются, героя сажают в автомобиль и куда-то отправляют, то есть он не участвует в жизни, а подключается к общей энергии, но в то же время старается оставаться собой в этой непростой ситуации. Я героя вижу именно таким. 

 

Напоследок

На сегодняшний день пространство публичного диалога крайне токсично.

Читайте также:
Влюбленные в информацию погибнут первыми
Влюбленные в информацию погибнут первыми
Джером Сэлинджер
Джером Сэлинджер
Смерть истины, истина смерти
Смерть истины, истина смерти