Автор:
Альфонс Муха: мост между рекламой и искусством
Альфонс Муха: мост между рекламой и искусством
Альфонс Муха: мост между рекламой и искусством
Альфонс Муха: мост между рекламой и искусством

Еще задолго до того, как банки супа Кэмпбелл оказались на стенах Нью-Йоркского музея современного искусства, а Энди Уорхолл стал крестным отцом массовой культуры, Альфонс Муха показал, что реклама тоже может считаться искусством. Искусством, не имеющим самоцелью эпатаж или претензию в адрес современников. Он обрамил идею рекламы изысканной формой, сотворив прототип массового носителя аутентичной элитарности, который со второй половины двадцатого века по сегодняшний день эксплуатирует семья направлений в contemporary art. Однако разница между ними не меньше, чем количество персонажей «Игры престолов». Унитаз Марселя Дюшана считается произведением искусства, поскольку он является концептуальным овеществлением замысла автора, рассматриваемого в контексте социально-культурной проблематики. И все же это просто унитаз. В то время как унитаз, разработанный Мухой, был бы выдающимся артефактом, потому что он просто прелесть.

Чешский художник родился в 1860 году в городе Иванчице. Альфонс с детства проникся национальной культурой, прогуливаясь мимо чешских соборов и замков. Интерес к живописи, образу женщины и символизму проявился у него еще в годы обучения в гимназии — одним из его первых художественных опытов была акварель «Жанна д’Арк». А в будущем ему суждено было стать одной из самых первых ассоциаций со словом «модерн» в мнемонической системе.

По окончании школы судьба нанесла ему хук, когда он провалил экзамены в пражскую Академию художеств. Эта драма привела его в театр.

Вначале Альфонс пробовал себя в стезе актера, но его гений был совсем не в лицедействе. Муха перешел к созиданию театральных декораций, афиш и билетов. Затем он переехал в Вену, где работал в «Рингтеатре». Однако из-за пожара, охватившего театр и его мастерскую, он вернулся в Моравию, где занялся декорированием недвижимости графа Карла Куэна-Беласси.

Возможно, решение покинуть Вену было спровоцировано склонностью художника к оккультизму и мистицизму. Данные веяния в философии и культуре были характерны для этой эпохи. Кроме того, Муха с детства был окружен мистической атмосферой архитектуры Моравии, ее религиозной специфики. Эти зерна, удобренные читаемыми им трактатами и знакомствами с символистами, взросли в увлечение спиритическими сеансами, опытами экстрасенсов, гипнозом. Он был вхож в мистические общества, собрание франкмасонов. Влияние его увлечений особенно четко прослеживается в его поздних работах.

Впечатлив своим мастерством Куэна-Беласси, чешский Гауди нашел своего Гуэля. Граф выписал чек на его обучение в Мюнхенской академии изящных искусств. Через два года живописец решает перейти на новый уровень и переезжает в Париж, где занимается в Академии Жюлиана, а потом в Академии Коларосси. Однако смерть спонсора диаметрально меняет его судьбу. И неизвестно, стало бы имя Альфонса Мухи знаковой страницей учебника по истории искусств, если бы не женщины и реклама.

Лишившись средств к существованию, юное дарование вернулось к тому, с чего начинало — созданию афиш и плакатов, различных приглашений и визитных карточек. Однажды ему заказали очередную афишу для постановки «Жисмонда», главную роль в которой играла Сара Бернар. Этот плакат был дверью, постучавшись в которую, он достучался до небес французской культурной жизни.

Актриса была в эйфории от проделанной работы. По ее протекции Муха получил место главного декоратора в театре и следующие шесть лет создавал афиши, декорации, эскизы костюмов и ювелирных изделий. Сара Бернар говорила, что хотела бы быть такой же красивой, как на его плакатах.

Параллельно он занимался созданием этикеток различных товаров и книжными иллюстрациями. Серия, созданная им для «Моет и Шандон», до сих пор копируется на всевозможных предметах — от ювелирных изделий до зажигалок. Он делал рекламные изображения для шоколада, сигарет, духов, салонов и выставок. Работа в рекламе стала стратегическим маркетинговым ходом, превратившим его имя в бренд, гремевший по всей Франции, а впоследствии позволившим оставаться популярным занимаясь «подлинным» искусством.

Творчество Мухи можно разделить на два период: условно ранний и поздний.

Автографом работ раннего Мухи является «La Femme Muchas» — женский образ, окруженный пышными цветами и рамами из изящных орнаментов, с длинными вьющимися волосами, подчеркивающими грациозность, и свободными платьями, открывающими плечи и ноги. Образ спокойный и манящий — воплощение мужских фантазий конца девятнадцатого и начала двадцатого века. Эксплуатация женской сексуальности здесь настолько эстетична, что и не кажется эксплуатацией в принципе.

Серийная живопись — еще одна черта его творчество. Помимо «Искусства» Муха написал циклы «Сезоны», «Времена суток», «Звезды», «Драгоценные камни», «Цветы». Сразу вспоминается Клод Моне, стремившийся запечатлеть все грани одного явления. Только импрессионист играл с освещением, выявляя очарование объекта изображения в зависимости от света, а Муха — показывал насколько неповторимые и завораживающие отдельные элементы природы, собранные под одним понятием. Подобно Антонио Гауди он использовал в картинах то, что дала природа, не выдумывая ничего лишнего. Дистиллированная красота, которая не может не притягивать.

Альфонс сделал вклад в популяризацию элитарной культуры, издав книгу «Декоративная документация», в которой поделился эскизами и идеями для художников, по сути представляющую собой руководство для всех неравнодушных к декоративному искусству.

Поздний Муха, после переездов из Франции в США и из США в Чехию, значительно меняет свою деятельность. Рефлексия над историей, культурой и мифологией славянских народов стала катализатором восемнадцатилетней работы над циклом «Славянская эпопея». На картинах этого цикла практически нет и следа арт-нуво. Может, дело в том, что арт-нуво было связано скорее с Западной Европой, в которой витал дух коммерции, а идея славянства для него на верхней полке стеллажа ценностей. На многих фотографиях и автопортретах художник одет в традиционную славянскую рубаху, делая акцент на гордости своим происхождением.

Двадцать полотен изображают переломные моменты в этногенезе славян, среди которых «Славяне на исконной Родине», «Гора Афон», «Отмена крепостного права на Руси», «Апофеоз истории славянства». Они проникнуты мистицизмом и символизмом в духе «Серебряного века», вызывающим из темных переулков души спрятанные там, сложно объяснимые эмоции, отдающие торжественностью и тревожностью. Помимо этого масштабного проекта, Муха занимается декорированием интерьеров Муниципального дома, отелей «Империал» и Европа», создает эскиз витража в соборе Святого Вита.

В 1918 году Чехословакия провозглашает независимость. Муха, будучи ярым патриотом, разрабатывает эскизы первых банкнот, марок, вариант государственного герба. Он достигает второй точки максимума на кривой славы своей жизни.

В тридцатые интерес к модерну стремительно уменьшается, влияние Мухи падает. Во времена захвата Чехословакии его несколько раз арестовывало и допрашивало гестапо, включив его в список врагов третьего рейха из-за чрезмерного патриотизма. Из-за этого он простудился и заболел пневмонией. Смерть в образе грациозной славянки настигла его в 1939 году.

Читайте также:
Этимология русской души
Этимология русской души
Нет места для творца
Нет места для творца
Знакомство с насилием
Знакомство с насилием