20 октября
Новые серии сериала «Эйфория» выйдут уже в этом году
Новые серии сериала «Эйфория» выйдут уже в этом году
16 октября
Новости русской хонтологии: Тальник — «Снипс»
Новости русской хонтологии: Тальник — «Снипс»
15 октября
«Зашел, вышел»: метафизика денег от «Кровостока»
«Зашел, вышел»: метафизика денег от «Кровостока»
02 октября
Короткий метр «Саша, вспомни»
Короткий метр «Саша, вспомни»
02 октября
Дайте танк (!) выпустили «Человеко-часы»
Дайте танк (!) выпустили «Человеко-часы»
26 сентября
«Никогда-нибудь» — Место, где кончилось насилие
«Никогда-нибудь» — Место, где кончилось насилие
26 сентября
Лучшие мобильные фотографии за неделю. 20-26 сентября
Лучшие мобильные фотографии за неделю. 20-26 сентября
25 сентября
Новый альбом Хаски — «Хошхоног»
Новый альбом Хаски — «Хошхоног»
22 сентября
Марк Чепмен извинился перед Йоко Оно за смерть Леннона
Марк Чепмен извинился перед Йоко Оно за смерть Леннона
21 сентября
Ураганы и радуги: американская группа Salem вернулась с новым видео
Ураганы и радуги: американская группа Salem вернулась с новым видео
19 сентября
Лучшие мобильные фотографии за неделю. 13-19 сентября
Лучшие мобильные фотографии за неделю. 13-19 сентября
19 сентября
Вы это заслужили. My Exercise
Вы это заслужили. My Exercise
18 сентября
Новый клип Shortparis – КоКоКо / Структуры не выходят на улицы
Новый клип Shortparis – КоКоКо / Структуры не выходят на улицы
17 сентября
В Голландии придумали экологичные гробы из грибов
В Голландии придумали экологичные гробы из грибов
16 сентября
Состоялась премьера мини-сериала «Третий день»
Состоялась премьера мини-сериала «Третий день»
Альбер Камю: Совесть Запада
Альбер Камю: Совесть Запада
Альбер Камю: Совесть Запада
Альбер Камю: Совесть Запада

Французский эссеист, драматург и писатель Альбер Камю родился 7 ноября 1913 года на ферме «Сан-Поль» у местечка Мондови, в Алжире. Его отцом был сельскохозяйственный рабочий Люсьен Камю, являвшийся смотрителем винного подвала в винодельческой фирме, во время Первой мировой войны служивший в лёгкой пехоте и в 1914 году получивший смертельное ранение в битве на Марне. Вскоре после этого у его матери, урожденной Катрин Синтес, малограмотной женщины испанского происхождения, случился удар, в результате которого она сделалась полунемой.

Окончив в 1923 году начальную школу в Белькуре, одном из беднейших районов Алжира, Камю должен был бы пополнить ряды рабочих после кратковременного обучения ремеслу.  Но все сложилось иначе. Большое влияние на юного Камю оказал его школьный учитель Луи Жермен, который, распознав способности своего ученика, оказывал ему всяческую поддержку. С помощью Жермена Альберу удалось в том же 1923 году поступить в лицей Бюжо, где интерес к учебе органически сочетался у молодого человека со страстным увлечением спортом, особенно боксом. Но надежды матери на то, что сын выбьется в люди, едва не пошли прахом, когда у 17-летнего Камю обнаружился запущенный туберкулез. Он был вынужден прервать образование, навсегда прекратить занятия спортом (хотя любовь к футболу сохранил на всю жизнь) и несколько месяцев провёл в санатории.

Осенью 1931-го Камю поступает на филологический факультет Алжирского университета и находит своего нового наставника. Им становится преподаватель античной философии Жан Гренье. Альбер и его мечты изменить мир подпитываются трудами Артура Шопенгауэра и Освальда Шпенглера, провозгласивших крах классической веры в гуманизм и «закат Европы». Студенческая газета «Юг» постоянно публикует первые эссе молодого философа. В 1932 году Камю увлекся творчеством Достоевского, который стал его любимым писателем:

Я встретился с произведениями Достоевского, когда мне было двадцать лет, и потрясение, пережитое мной при этой встрече, живо и сегодня, двадцать лет спустя… По мере того как я начал все более остро переживать драму нашей эпохи, я полюбил в Достоевском того, кто понял и наиболее глубоко отобразил нашу историческую судьбу…

К тому же времени, когда Камю только-только исполнилось двадцать, относится первое серьезное его любовное увлечение и первое разочарование: однокурсница Симона Гиэ оказалась «морфинисткой», что обнаружилось вскоре после заключения брака. Вместе они прожили не больше года, а в 1939 году развелись официально.

В 1935 году получил степень бакалавра и в мае 1936 года степень магистра философии c работой «Неоплатонизм и христианская мысль» о влиянии идей Плотина на теологию Аврелия Августина.

Годы учебы были наполнены активной деятельностью — общественной, творческой, театральной. В 1935 году он стал членом французской компартии, из которой в 1937 году вышел, не согласившись с политикой Коминтерна. Но за те два года Камю ведет коммунистическую пропаганду среди мусульман. Параллельно молодой энтузиаст организовывает, явно под влиянием советских агитационных театров, передвижной «Театр труда», переименованный в 1937 году в «Театр команды», где примерил на себя роли постановщика, драматурга и актера. К тому же периоду относится сотрудничество с левыми газетами, а также издание книг эссе «Изнанка и лицо» и «Бракосочетания».

Молодого Камю очень тревожило неблагополучие текущей истории, он даже помышлял об активном участии в политике, дабы выступить одним из «носителей действия и вместе с тем идеалов». Господство нацизма в Германии, падение Испанской республики, «Мюнхенский сговор», развал Народного фронта во Франции – это развеяло иллюзии о том, что можно овладеть ходом истории. Но Камю не смирился с подобным положением дел:

Революционный дух полностью сводим к возмущению человека своим уделом. Революция всегда, со времен Прометея, поднимается против богов, тираны же и буржуазные куклы тут просто предлог.

В 1936 году Камю в соавторстве с тремя товарищами написал пьесу о Гражданской войне в Испании «Бунт в Астурии», посвященную анархистскому восстанию 1934 года.

В 1938 году Камю написал памфлет, адресованный премьер-министру Эдуарду Даладье, где выступает против «декретов-законов 30 ноября». В 1939 году «Альже Репюбликэн» публикует серию репортажей Камю «Нищета Кабилии». Молодой журналист требует новой социальной политики, которая изменила бы положение арабского населения Алжира. Журналистский  опыт Камю в Кабилии, одном из беднейших регионов Алжира, сыграл свою роль в формировании его мировоззрения и концепции абсурда. И этот абсурд для Камю был не книжной абстракцией, а выражением его жизненного опыта.

Болезнь, оставившая незаживающую рану на теле, и социальное одиночество в то время преследовали Камю – бедняка, взлетевшего на вершину славы, алжирского француза или «черноного», как звали таких в метрополии.

В марте 1939-го в «Альже Репюбликэн» была опубликована рецензия Камю на «Стену» Сартра.

В самом деле, — пишет Камю, — его герои свободны. Но их свобода им ни к чему. По крайней мере так полагает господин Сартр. Захватывающий интерес этих страниц, нередко просто потрясающих, их жестокая патетика проистекают из свободы. Ибо в этом универсуме человек освобожден от всех пут предрассудков, иногда и от своей природы, и принужденный к самосозерцанию, сознает глубокое безразличие ко всему тому, чем он не является. Он одинок, он заперт в своей свободе. Это свобода во времени, и лишь смерть дает ей кратковременное и головокружительное опровержение. Удел такого человека абсурден. Дальше он не пойдет, и чудеса тех утренних часов, когда жизнь возобновляется, лишены для него смысла…

Позднее Сартр откликнулся на произведение Камю большой статьей «Разбор «Постороннего»:

Вопреки своей самодостаточности, книга сохраняла некую двусмысленность», неясно было, как автор относится к своему герою. В «Мифе о Сизифе», появившемся несколько месяцев спустя,  сам Камю дал отчетливый комментарий к своей повести: ее герой ни добр, ни зол, ни нравствен, ни безнравствен. …Он принадлежит к особой породе людей, которую Камю именует людьми абсурда. Но под пером Камю это слово имеет два достаточно разных значения: абсурд одновременно и действительное состояние вещей, и ясное осознание этого тем или иным лицом. «Человек абсурда» – тот, кто решается извлечь все необходимые выводы из абсурдности самих вещей… Но что такое абсурд как действительное состояние, как исходная данность? Не что иное, как отношение человека в мире. Первичная абсурдность являет себя прежде всего как разрыв: разрыв между стремлением человека к единству и непреодолимым дуализмом духа и природы, между страстной тягой человека к вечному и конечностью его жизни, между «заботой», составляющей самую его суть, и тщетностью стараний. Смерть, множество истин и существ, несводимое к чему-то одному, непостижимость бытия, власть случая – таковы полюсы абсурда.

Мы можем видеть как близость взглядов Камю и Сартра, так и их различие.

Осенью 1939 года, в самом начале войны, он дважды проходил военно-медицинскую комиссию, пытаясь добровольцем пойти на фронт начавшейся войны, — помешал опять-таки туберкулез.

После запрета «Суар Репюбликен», в которой так же работал Камю, в январе 1940 года, с будущей женой Франсин Фор, математиком по образованию, переезжает в Оран, где они живут, давая частные уроки. Через два месяца они переехали из Алжира в Париж.

В мае 1940 года закончена повесть «Чужак». В 1943-м выходит «Миф о Сизифе». В 1944 году написан роман «Чума», опубликованный только в 1947 году.

В годы войны Альбер Камю был участником движения Сопротивления, членом подпольной организации «Комба», сотрудником ее печатного органа. Именно эта газета опубликовала в 1943 году  также получившие огромную известность «Письма немецкому другу», утверждавшие вечные моральные ценности.

В 1943 году во время репетиции пьесы Сартра «Мухи» Камю подошел к Сартру и просто сказал: «Я — Камю».

молодость и независимость сближали его с нами вспоминала симона де бовуар

Молодость и независимость сближали его с нами, – вспоминала Симона де Бовуар. – Мы пришли к своим взглядам вне связи с какой-нибудь школой; у нас не было семейного очага и того, что называют «свой круг». Как и мы, Камю пришел к «ангажированности» от индивидуализма.

Как и в «Мифе о Сизифе», Камю делает вывод — бороться с абсурдом мира невозможно.

Во второй половине 1940-х писатель меняет свое отношение к миру, причиной чему стала налаженная, после рождения двойняшек Жана и Катрин, семейная жизнь и европейская слава. Но одновременно с тем страдает депрессиями, периодически теряя способность писать, мечтает навсегда покинуть Европу и помышляет о самоубийстве.

В 1947 году начинается его постепенный разрыв с левым движением и лично с Сартром. Он уходит из «Комба», стал независимым журналистом — пишет публицистические статьи для разных изданий (позже опубликованные в трёх сборниках под названием «Злободневные заметки»). В это время им создаются пьесы «Осадное положение» и «Праведники».

В 1951 году Камю выпустил в свет философское эссе «Бунтующий человек», в котором поставил проблему о свободе и правах человека:

Логика бунтовщика утверждал камю состоит в том чтобы служить справедливости так чтобы не приумножать

Логика бунтовщика, — утверждал Камю, — состоит в том, чтобы служить справедливости так, чтобы не приумножать существующую несправедливость, дорожить простым языком, чтобы не присоединяться ко всеобщей лжи, и ставить — вопреки несчастьям человеческим — на счастье. Бунт — это протест против смерти. Я бунтую, — писал Камю, — следовательно, существую…

«Бунтующий человек» имел успех у публики, но вызывали сдержанную реакцию у друзей писателя. Не снискал он лавров и в литературной критике. Похоже, что «философский дилетантизм» Камю оказался и одной из движущих сил его ссоры в 1952 году с Жан-Полем Сартром, когда их дружеские прежде отношения сменились резкой враждой после критики «Бунтующего человека» в журнале Сартра «Тан модерн».

В 1957 году ему была присуждена Нобелевская премия по литературе «за огромный вклад в литературу, высветивший значение человеческой совести». В речи по случаю вручения премии, характеризуя свою жизненную позицию, он сказал, что:

слишком крепко прикован к галере своего времени

Слишком крепко прикован к галере своего времени, чтобы не грести вместе с другими, даже полагая, что галера провоняла селёдкой, что на ней многовато надсмотрщиков и что, помимо всего, взят неверный курс.

Альбер Камю был одиночкой. Общительный и непринужденный человек, счастливый любовник, футболист и актер-любитель, выходец из демократической алжирской бедноты, он всю жизнь болезненно ощущал свою отчужденность от других людей, и героя повести «Чужой» он, несомненно, наделил многими своими психологическими чертами. Он был против достижения индивидуального счастья путем принесения несчастья другим. Люди не должны переоценивать себя и приравнивать богам. Человек должен жить и умирать, отказавшись от того, чтобы сделать себя Богом.

4 января 1960 года Альбер Камю погиб в автомобильной катастрофе. В журнале «Тан Модерн» был опубликован написанный Сартром некролог, в котором видел в своем бывшем соратнике не прекраснодушного интеллигента, а наследника великой традиции трагического гуманизма:

Стоит только его почитать, подумать, как обнаруживаешь гуманистические ценности, которые он хранил в крепко сжатом кулаке: этот картезианец абсурдного мира отказывался покидать надежную почву нравственности и ступать по ненадежным дорогам практики.

Читайте также:
Зачем тебе философия?
Зачем тебе философия?
Прививка от сарказма: а чего ты такой серьезный?
Прививка от сарказма: а чего ты такой серьезный?
Свет в голове
Свет в голове