Метод «разрезок»
Брайона Гайсина
Метод «разрезок» Брайона Гайсина
Метод «разрезок» Брайона Гайсина
Метод «разрезок» Брайона Гайсина

Перевел и разрезал Алекс Керви

Во время одного из сборищ сюрреалистов в двадцатые годы Тристан Тцара, человек из ниоткуда, предложил создать стихотворение от балды, вытаскивая из шляпы слова. Последовавшее за этим бесчинство разрушило театр. Андре Бретон исключил Тристана Тцару из движения и перемолол «разрезки» жерновами фрейдистского психоанализа.

Летом 1959 года художник и писатель Брайон Гайсин разрезал газетные статьи на отрывки и наобум их реконструировал. Результатом этого исходного экспериментального cut-up-а стала работа «Уходящие Минуты» (Minutes to Go; «Времени Нет»), включившая в себя неотредактированные, неизмененные «разрезки» и явившая миру логически весьма связную и многозначительную прозу.

Метод «разрезок» познакомил писателей с коллажем, который уже использовался художниками на протяжении пятидесяти лет. Он также применялся в кино и фотографии. На самом деле, все уличные кадры кино или фотокамер, благодаря случайным прохожим и неожиданным наслоениям фигур — «разрезки». И фотографы скажут тебе, что их лучшие снимки зачастую являются чистой случайностью… писатели это подтвердят. Лучшая литература похоже целиком была обязана случайностям, а не писателям, пока метод «разрезок» не проявил себя в полной мере; в действительности все писательство — «разрезка»; Я еще вернусь к этому утверждению; и нет никакой возможности сознательно вызвать спонтанность случая. Ты не можешь желать спонтанности. Но ты можешь заменить неподдающийся объяснению фактор спонтанности ножницами. Метод прост. Вот способ сделать это. Возьми страницу. Как эту страницу. Теперь разрежь ее посередине вдоль и поперек, разделив лист на четыре квадрата. У тебя получились отрывки: 1 2 3 4… один два три четыре. Теперь перекрой их, поместив отрывок первый против четвертого, а второй против третьего. И у тебя получилась новая страница. Иногда можешь прочитать примерно тоже самое. Иногда нечто явно неоднозначное. Разрезать политические речи упражнение увлекательное — в любом случае находишь, что получается речь совершенно иной направленности. Возьми любого своего любимого поэта или писателя. Хотя, признаться, здесь годятся любые стихи, которые ты перечитывал много раз. За годы повторений слова потеряли свое значение и жизнь. Возьми стихотворение и перепечатай избранные пассажи. Заполни страницу отрывками. Теперь разрежь страницу. У тебя получилось новое стихотворение. Столько, сколько ты хочешь поэзии Шекспира и Рембо. Тристан Тцара сказал: «Поэзия создана для всех». Андре Бретон назвал его легавым и исключил из движения. Повтори снова: «Поэзия создана для всех». Поэзия — инструмент, который свободен в отношении «разрезки» всего Рембо, и ты находишься на месте Рембо. Вот пример «разрезки» стихов Рембо.

— Визит воспоминаний. Только дом твоего танца и голоса. В воздухе предместий невероятных запустений… вся гармония бушующих сосен.

— Великие небеса открыты. Искренность химер и красное испанское винцо, блюющее кровавым смехом и пьяным раскаянием.

— Променад винных ароматов открывает медленно бутылку.

— Великие небеса открыты. Глас Божий сжигает плоть младенцев в легкой дымке.

«Разрезки» созданы для всех. Каждый может сделать «разрезки». Это экспериментально в смысле быть чем-то занятым. Прямо здесь пиши сейчас. И не о чем говорить или спорить. Греческие философы логически обосновывали, что если один предмет вдвое тяжелей другого, то он вдвое быстрее упадет. Им не приходило в голову столкнуть оба предмета со стола и любоваться их падением. Разрезай слова и смотри, как они падают. Шекспир Рембо живет в своих словах. Разрежь строчки и ты услышишь их голоса. «Разрезки» часто приходят как зашифрованные послания с особым смыслом для резчика. Прикладное подключение к сети поэзии? Возможно. Явное усовершенствование через медиума примитивных, достойных сожаления выступлений приобщенных поэтов. Рембо представляет сам себя, а за ним следует поток какой-то вымученной плохой поэзии последователей. Разрежь слова Рембо и тебе если и не гарантировано личное появление автора то, по крайней мере, обеспечена хорошая поэзия.

Вся литература — в сущности «разрезки». Коллаж слов читаемых слышимых подслушанных. Что еще? Использование ножниц придает процессу определенность и служит предметом для расширения и изменения материала. Чистая классическая проза может быть скомпонована полностью из переставленных «разрезок». «Разрезка» и перекройка страницы написанных слов представляют собой новое направление в литературе, давая писателю возможность обращаться с образами в кинематографических вариациях. Образы под ножницами меняют смысл запаховых образов до звуковых картинок, чтобы звучание звука доходило до кинестетического. Именно сюда Рембо шел со своим цветом гласных. И своим «систематическим расстройством чувств». Место мескалиновых галлюцинаций: видеть цвета вкушать звуки вдыхать формы.

«Разрезки» могут применяться, помимо литературы, еще в других областях. Доктор Нойманн в своей книге «Теория Игр и Экономического Поведения» внедряет метод «разрезок» произвольного действия в играх по военной стратегии: смирись с тем, что худшее уже произошло и действуй соответственно. Если твоя стратегия в какой-то степени раскрыта… благодаря фактору случайности твой противник с того момента, как он не сможет предсказать ход, не извлечет никакого преимущества из знания твоей стратегии. Используя метод разрезок можно значительно улучшить обработку научных данных. А сколько открытий можно случайно сделать? Мы не в состоянии вызывать случайности по приказу. «Разрезки» могут добавить и новое направление в кино. Разрежь сцену карточной игры тысячью сцен карточной игры всех времен и народов. Режь в обратном порядке. Режь улицы мира. Режь и переставляй слово и образ в фильмах. Не имеет смысла использовать второсортный продукт, когда у тебя под рукой есть все самое лучшее. А лучшее создано для всех. «Поэзия создана для всех…»

Здесь представлены два предыдущих параграфа, разрезанных на четыре части и перекроенных с некоторыми изменениями:

ВСЯ ЛИТЕРАТУРА В СУЩНОСТИ «РАЗРЕЗКИ» ИГР И ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДСЛУШАННЫХ? ЧТО ЕЩЕ? СМИРИСЬ С ТЕМ, ЧТО ХУДШЕЕ УЖЕ ПРОИЗОШЛО ОПЕРЕДЕЛЕННОСТЬ И ПРЕДМЕТ ДЛЯ СТРАТЕГИИ В КАКОЙ-ТО СТЕПЕНИ КЛАССИЧЕСКАЯ ПРОЗА. РЕЖЬ И ПЕРЕСТАВЛЯЙ ФАКТОР ТВОЕГО ПРОТИВНИКА ПОЛУЧИТ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О НОВОМ НАПРАВЛЕНИИ ТВОЕЙ СТРАТЕГИИ. СКОЛЬКО ОТКРЫТИЙ ЗВУКА ДОХОДИЛО ДО КИНЕСТЕТИЧЕСКОГО? МЫ ТЕПЕРЬ В СОСТОЯНИИ ВЫЗВАТЬ СЛУЧАЙ СО СВОИМ ЦВЕТОМ ГЛАСНЫХ. И НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В КИНО ТЕРЯЕТ СМЫСЛ. МЕСТО ЧУВСТВ. СЦЕНЫ КАРТОЧНЫХ ИГР ВСЕХ ВРЕМЕН ЦВЕТОВ ВКУШАЮЩИХ ЗВУКИ ВДЫХАЮЩИХ УЛИЦЫ МИРА. КОГДА ТЫ МОЖЕШЬ ИМЕТЬ ВСЕ САМОЕ ЛУЧШЕЕ: “ПОЭЗИЯ СОЗДАНА ДЛЯ ВСЕХ” ДОКТОР НОЙМАНН В КОЛЛАЖЕ СЛОВ ЧИТАЕМЫХ СЛЫШИМЫХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОЖНИЦ «РАЗРЕЗОК» ПРИДАЕТ ПРОЦЕССУ ИГРЫ В ВОЕННУЮ СТРАТЕГИЮ, ВАРИАЦИИ ЧИСТЫЕ И ДЕЙСТВУЙ СООТВЕТСТВЕННО. ЕСЛИ ТЫ РАСПОЛАГАЕШЬ ПОЛНОСТЬЮ ПЕРЕСТАВЛЕННЫМ ОТРЫВКОМ УСТАНОВЛЕННЫМ БЛАГОДАРЯ СЛУЧАЙНОСТИ СТРАНИЦЫ НАПИСАННЫХ СЛОВ НЕ ИЗВЛЕЧЬ НИКАКОГО ПРЕИМУЩЕСТВА ОТ ЗНАНИЯ В ПИСАТЕЛЕ, ПРЕДСКАЗЫВАЮЩЕГО ХОД. РАЗРЕЗАННАЯ ВАРИАЦИЯ ОБРАЗОВ МЕНЯЕТ СМЫСЛ ЗНАЧИТЕЛЬНОГО УЛУЧШЕНИЯ В ОБРАБОТКЕ ДЛЯ ЗВУКОВЫХ КАРТИНОК, ЧТОБЫ ЗВУЧАНИЕ. БЫЛО СДЕЛАНО БЛАГОДАРЯ СЛУЧАЮ, КУДА РЕМБО ШЕЛ С ПРИКАЗОМ «РАЗРЕЗКИ» «СИСТЕМАТИЧЕСКОГО РАССТРОЙСТВА” СЦЕН КАРТОЧНЫХ ИГР ВНУТРИ МОГУТ С МЕСКАЛИНОВЫМИ ГАЛЛЮЦИНАЦИЯМИ: ВИДЯ И КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКИЕ МЕСТА. РЕЖЬ В ОБРАТНОМ ПОРЯДКЕ. РЕЖЬ ФОРМЫ. ПЕРЕСТАВЛЯЙ СЛОВО И ОБРАЗ ПОМИМО ЛИТЕРАТУРЫ ЕЩЕ В ДРУГИХ ОБЛАСТЯХ.

Читайте также:
Нет места для творца
Нет места для творца
Эстетика метамодернизма
Эстетика метамодернизма
Одержимость дочери охотника
Одержимость дочери охотника