Колонка
Займет времени ≈ 3 мин.


Сентябрь 8, 2017 год
Кому «Оно» нужно
Кому «Оно» нужно

Сразу оговоримся, что идти на фильм ужасов в первые дни показа – эстетический мазохизм как он есть. Если вам нравится получать со всех сторон громкие и несмешные комментарии насчет происходящего на экране – дело ваше; если нет, то подождите, когда спадет премьерный ажиотаж. Подобное кино вообще показано смотреть в полупустом зале, если не безлюдном вовсе.  

Обойдемся без разбора фильма на кирпичи. С этим замечательно справились забугорные рецензенты. Им, кстати, кино пришлось по душе – хорроры таким пиететом критика одаривает нечасто. Вместо этого разберемся, стоит ли именно вам за свои кровные отсиживать два часа в кинотеатре, когда есть дела поважнее и кинцо позабористее.   

Итак, идти на «Оно» стоит, если:

Вы ждете второй сезон «Очень странных дел»

Если вам нравится Финн *жабья морда* Вулфард из прошлогоднего хита «Очень странные дела» (очень странный перевод тайтла, но пусть будет так) – просто замечательно. В «Оно» он жжет напалмом. Кроме него, фильм Андреаса Мушьетти с сериалом роднит ретро-контекст. Первая половина романа хронологически разворачивалась в пятидесятых. В кино действие перенесли в восьмидесятые, а что это значит? Правильно! Негры все еще не в почете, но теперь под «Six Different Ways» The Cure.

 

Вы любите Кэри Дзедзи Фукунагу и боитесь, что его в фильме не осталось

Кэри Фукунага – такой метросексуальный американский постановщик и безумно талантливый оператор. Это он снял первый сезон «Настоящего детектива», а еще «Джейн Эйр» с Мией Васиковской, «Безродных тварей» с Идрисом Эльбой и страшно недооцененный социальный триллер «Без имени». Для Netflix он сейчас готовит ремейк норвежского ситкома «Маньяк» с Эммой Стоун и вообще молодец, что ни говори.

Фукунага долгое время был приписан к «Оно» в качестве режиссера. Его сотрудничество с Warner Bros. было разорвано, когда продюсерский пул встал в штыки против грозившего ленте взрослого рейтинга, обусловленного наличием в сценарии Фукунаги эпизода с групповым сексом подростков – в романе он едва ли кого смутил – и мелочей в обход жанровых клише. Тогда сожаления по поводу его ухода из проекта публично выражал сам Стивен Кинг.

На наше счастье, Фукунага не ушел из фильма бесследно. Ему и его соратнику Чейзу Палмеру в вводном акте выведен жирный титр, поскольку пришедший на их место Гари Доберман решил не писать сценарий с нуля, а взял их вариант (он свободно дрейфует в сети, надо сказать) и сточил у него острые углы, не устраивавшие студию. Мудрое решение, Гари! Лучше ты бы не сделал, а уж Кэри кое-что понимает в зловещей провинции с убийствами и мистическим флером.

Вы не большой фанат фильмов ужасов

Пугать вас будут, но не сильно. Это не в первую очередь кино о зле и страхах; акценты расставлены на вечном – крепкой дружбе и дисфункциональной семье. Новый «Оно» настолько же хоррор, настолько игровой сериал «Life Is Strange» триллер. Если из фильма выкинуть шоковые элементы, он не запустеет – получится задорный ромком с превалированием шуток про сестер и мамок.

Страшнее всего чудище, которого зритель не видит. Нечто условно монструозное, сокрытое в тени. Пеннивайз принимает в течение фильма множество обличий, но чаще всего предстает вполне конкретным Биллом Скарсгардом, стильно загримированным под жуткого клоуна. У Пеннивайза его голос и его симпатичное лицо, а у девушек и впечатлительных юношей по ходу просмотра есть все шансы как испугаться, так и влюбиться в него. 

 

Вы не брезгуете Кинга и напротив

Тем, кому финал «Твин Пикса» разжижил мозги, «Оно» – что панацея. Стивена Кинга можно не любить за многословность, бульварность, спекулятивность его прозы, но поспорить с тем, что он отличный линейный рассказчик, по-честному, нельзя, и это его качество Мушьетти прилежно перевел на язык кино.

Безупречно отлаженный ритм – взвод курка, шутка, скример, выстрел и по новой – неизбежно наводит на мысли о ремесленном, бутафорском кино, но крепкий сторителлинг требует жертв, поэтому людям с острой аллергией на Голливуд «Оно» строго противопоказано. Им лучше подождать неделю и сходить на «маму!» Даррена Аронофски.

В кино вы особенно цените актерские перфомансы

Спешите видеть: американские дети уделывают русских взрослых в лицедейском ремесле! Вулфарда мы уже отметили, но кое-кто сияет в фильме сильно ярче. Во-первых, бесконечно обворожительная София Лиллис в роли Беверли Марш – это та самая отроковица, в которую вы были тайно влюблены в школе, если вы мальчик, и травили из зависти, если вы девочка. Во-вторых, Билл Скарсгард, который в интервью «Афише» признался, что, разрабатывая образ, старался избегать заимствований у Тима Карри, воплотившего злодея в телевизионном фильме девяностого года, а еще выписывал из романа все упоминания речи Пеннивайза. Хочется верить, что его инфернальный клоун – судорожно-невротичный, исполненный ненависти садист – вскоре ввинтиться в топ-листы величайших кинозлодеев. Ну а пока Скарсгард скромно отшучивается в вечерних ток-шоу. Киммелу, например, он рассказал забавную историю со съемочной площадки.