Колонка
Займет времени ≈ 3 мин.


Октябрь 13, 2015 год
Иллюстрация: Евгений Алехин
«Клей» Кирилла Рябова
«Клей» Кирилла Рябова

— А ты Рябова читал, козла этого? – тихо спросил Вождь. – Он написал рассказ от лица хуя.

“Суповой набор”

Кирилл Рябов, публиковавшийся в интернете как Сжигатель Трупов (привет одноименному чехословацкому фильму режиссера Юрая Герца), пишет короткую прозу, пропитанную дешевым алкоголем и дымом крепких сигарет. Его стиль – реализм, со всеми вытекающими. Его герои – маргиналы, ниже среднего класса (которого в России не существует) – простые люди, населяющие нашу страну. В его новую книгу “Клей” (не имеющую ничего общего с романом Ирвина Уэлша, кроме названия) вошли рассказы “Клей”, ”Детей приносит аист”, ”Сто миллионов вольт”, и повесть “Суповой набор”. Книга вышла в независимом издательстве “Ил — music”, серия “Карантин — карман”. В мягкой обложке, добротного качества (на порядок лучше первых релизов этого издательства, которые разваливались после первого прочтения). Верстка не режет глаза, серьезных ошибок замечено не было – что показатель для андерграундного издания. Тираж в выходных данных не указан.

Рассказ “Клей” – как “Хлеб с ветчиной” времен советской перестройки. Главный герой рисует психологический портрет своего покойного отца-алкоголика из самых ярких и тяжелых эпизодов, врезавшихся в детскую память. Талоны на алкоголь, тюбики клея, дрель – штрихи этой грустной картины.

“Детей приносит аист” – трогательная история о бывшем хоккеисте, который уже не вернется в большой спорт. Он не богат интеллектом, его спутница жизни старше и дурнее его, и он хочет всеми силами добиться невозможного – оставить наследника. Настроение и тема рассказа чем-то напоминает польский фильм “Moja krew” Марчина Врона, только градус трагичности не такой высокий. И от этого еще печальнее: читатель может представить будущее наивного героя, который как баран будет биться в ворота, закрытые навсегда.

“Сто миллионов вольт” – вспышка, в жизни запутавшегося парня, героя рассказа, сидящего на циклодоле. Через потерянного героя-повествователя, случайную встречу, женатую девушку в алкогольном запое, и их несовместимые друг с другом истории жизней, автор показывает истинную бескорыстную христианскую любовь. На мой взгляд, самый мощный рассказ в книге.

На следующий день я стал выводить ее из запоя. У меня давно не было подобной практики, но что нужно делать, я знал. Тут есть одно важное условие. На запойного алкоголика можно надеть смирительную рубашку, запереть в чулан, но если он захочет выпить – способ он отыщет. Например, перегрызет зубами ремни, выломает дверь, сбежит, ограбит кого-нибудь. И все в таком духе. Человек сам должен хотеть выходиться. Иначе все бесполезно, хоть наизнанку вывернись. Она, кажется, хотела.

“Сто миллионов вольт”

В повести “Суповой набор” герой-повествователь переживает ряд проблем, хотя бы одну из которых довелось пережить любому среднестатистическому подростку: жизнь в коммуналке с ненавидящими соседями, предательство девушки, которая предпочитает раю в шалаше туго набитый кошелек, бессмысленная и унылая работа продавцом-консультантом, с неизменным успешным менеджером-руководителем, от одного взгляда на которого хочется блевать, домогающиеся гомосексуалисты из художественной богемы. Герой терпит удары судьбы, периодически киряет, чтобы сохранить рассудок. Он видит странные сны – напоминания подсознания о какой-то страшной картине из прошлого.

Рябов пишет честно, прямо, грубо. Ему не чужды цинизм и самоирония. Он сформировал свой уникальный стиль. Как бы громко это не звучало, но Кирилл Рябов – это живая независимая Русская литература. “Клей” – свежее тому подтверждение. Книга небольшая, и читается запойно. Если вам по душе его прошлые рассказы, книга “Клей” вас точно не разочарует. Если вы не знакомы с творчеством Сжигателя трупов, “Клей” – отличный повод ознакомиться.