Автор:
Интервью с Schokk
Интервью с Schokk
Интервью с Schokk
Интервью с Schokk

Дима Хинтер, он же Schokk, он же Ya — герой неоднозначный и противоречивый. В 15 лет из Казахстана переехал в Германию. В 1999 году стал заниматься рэпом, но в немецкоговорящей среде, в 2007 году записал свой первый русскоязычный трек «Два удара». О его жизни уже сегодня можно снимать остросюжетную киноленту: его выгоняли из школы, судили за сбыт наркотиков и вооруженный налет, он проходил фазы отрицания, гнева и принятия, во всеуслышание ругался и во всеуслышание раздавал респекты.

Мир —  стеклянный зверинец, и Schokk живет открыто, как под прицелами видеокамер реалити-шоу, и на взлетах, и при падениях — с ярлыком «скандалист и провокатор» и званием одного из лучших батл-рэперов. Словно по сценарию «Интро» с последнего альбома «Xynd», он вытаскивает из шкафа и «трупы», и «чистые рубашки» — рассказывает об эпизодах из жизни, об умении быть собой, отсутствии рамок, про Versus Battle, о симпатии к Dead Dynasty и о готовящемся релизе.

Фото: Alexander Platz.

Если обратиться к твоим последним трансляциям в Periscope, можно сделать вывод, что к релизу готовится твой новый альбом. Дата релиза уже намечена?

Нет. Я предпочитаю планировать даты выхода, имея готовый альбом. Карма наказывает рэперов, загадывающих слишком далеко наперёд..

В альбоме «Xynd» были интересные совместные работы — с Шурой Кузнецовой, Богданом Кияшко, Марина Кацуба участвовала в качестве автора слов. В новом альбоме будут фиты?

Марина о своём участии узнавала под самый конец. Мне понравились отрывки из её стихов, и я их использовал. Марина была моей Кирой (Кира — литературный агент Марка в «Горгороде» Оксимирона — прим. ред.). Я высылал ей каждый текст  она чаще всего вышвыривала из него 70%, и мне приходилось переписывать.

О фитах я пока не думаю. Чаще это решается под конец. Где-то не хватает припева или ты в первом куплете раскрыл тему так, что во втором добавить нечего, и ты ищешь гостя на трек рэперы так и делают.

С Шурой ещё поработаю. Она классная. Мне нравится Шура целиком: как она поёт, как она при этом жестикулирует, как она одевается..

«Xynd» действительно был непредсказуемым — не только в плане совместных работ. Он был достаточно личным и откровенным альбомом. Тебе периодически выдают ярлык провокатора и бесстыдника, а здесь почти лирическая история. «Интро», к примеру, неожиданно пронзительная композиция. Каким темам будет посвящен новый альбом? Как сам чувствуешь, разительно ли будет отличаться новая работа от твоих предыдущих?

Я не планировал «Xynd». Все происходило так, как это происходило всегда: я списывал изнутри и снаружи с себя. Наверное, мне хотелось поныть. Накопилось много эмоций, и я был вынужден с ними разобраться. Моя жизнь полна таких внезапных переломных моментов осознаний и сожалений.

Вот сейчас у меня все иначе. Многое происходит вокруг. Я занят и тем самым доволен частыми, пусть и мелкими результатами. Работа над «Xynd» была в первую очередь работа со словом и образами. Писать батловые треки гораздо проще. Нам, парням, легче ругаться, чем признаваться в любви или жаловаться. Я сейчас не о лохах из списка участников «Versus Fresh Blood» с тяжёлым детством и посттравматическим расстройством после школьных лет.

Но после «Xynd» писать мне стало гораздо легче, и я чувствую себя свободно в любом формате. Эту форточку во мне Марина Кацуба открыла.

Новый альбом будет таким, каким будет мой 2016 год. Я так хочу. Мне лень выдумывать. Я считаю, что я очень интересный человек, и мне нравится работать по принципу Input / Output, то есть впитывать в себя и рефлексировать.

Фото: Личный архив Димы.

Кстати, о принципе Input / Output. Твоя биография пестрит такими фактами, что хватит на целую книгу: эмиграция, жизнь в Германии, сбыт наркотиков, налёт, история с Мироном — кажется, в каждом интервью эти темы не просто обсуждают, даже мусолят. Это всё вытаскивают на поверхность. Ты, с одной стороны, тоже особо не церемонишься с любопытными и хейтерами, с другой — вполне открыто рассказываешь о своем прошлом.Тяжело бороться с таким пристальным вниманием к твоей личной жизни? Или привык? Как вообще удается держать равновесие?

Я держу равновесие?! Ты шутишь?! (смеется) Я вспыльчивый и неуравновешенный ребёнок.

Знаю людей. Вижу, что у них за кулисами характера. Мы все люди, и все чего-то боимся, что-то скрываем. Знаешь, я чувствую себя пьяницей в кругу анонимных алкоголиков. Мне среди них не стыдно. Что бы я о себе ни рассказал, я знаю, что мой собеседник носит в себе такое же дерьмо, и мне жаль людишек. Жаль потому, что они не могут вот так, как я, взять и вывалить всем под ноги свой мусор. Они его таскают на горбу и одеколонят, чтоб не вонял, а я нет. Я скидываю его и иду дальше. Правда, мне важно становиться лучше, мудрее и добрее, а для этого нужно признавать и избавляться от своих ошибок..

Отвечать на эти вопросы снова и снова — это тоже шаг к равновесию, причем серьезный.

Я ехал в театр с Олесей. Она взрослая, умная и красивая. Я был одет с иголочки. Мы предпочли метро, а не такси из-за пробок. Я забыл купить билет. Вошли контролёры. Арабы. Я затеял драку. Потом мы поехали в театр. Это я. Олеся пригласила меня на ужин в de Rom. Это пятизвёздочный отель/ресторан в Берлине. Я пришёл туда в майке и шортах. Первым делом отправил официанта за сигаретами. Просто потому, что не признаю никакие рамки. Кому-то я кажусь неотесанным быдлом, но я знаю, что Буковски любил Генри Миллера, Acne Studios будет жить, а Гоша Рубчинский сохнуть в трусах пидорковатых хипстеров, Энтони (RHCP) самый крутой музыкант из живущих на планете, а Herta никогда не выиграет у Bayern München..

На «Версусе»  кто-то будет требовать сатисфакции — пойдешь?

Что мне делать на «Версусе»? Пиарить глупцов, из которых никто не станет полноценным артистом? Ты слушала Алфавита или Rickey F под бит? Вот и всё. Мирону важен только хайп. Как бы он ни рисовался мессией батл-рэпа, хайп ему важнее «святого жанра». Он батлит с ST. Разве нужно ещё что-то добавить? Батл со мной собрал бы больше внимания, чем все его прошедшие и будущие батлы, вместе взятые, но батл со мной — риск. Если мой релиз выстрелит и окажется довольно жёстким, он согласится на батл. Ему не важно, чей хайп, главное — хайп.  И это вовсе не плохо. Он правильно двигается и максимально выгодно для себя, но… Представь себе валютную проститутку в верхних слоях общества — с надменным лицом и высокомерным поведением. Вот..

Думаю, все осознают, что «Версус» — шоу. К вопросу об «это я». Ты готов избавляться от своих ошибок, расти, ты готов осмыслить свои действия и посмотреть на них со стороны — вот как сейчас рассказываешь об эпизодах из своей жизни. Появление альтер-эго Ya — это шаг к тому самому духовному росту? Насколько отличаются друг от друга Schokk и Ya?

Да чушь это всё. Я потерялся в те дни. Не справлялся со всем, что произошло в конце 2011. Я был вынужден взглянуть на всё со стороны, и то, что я увидел, мне не понравилось. Мне захотелось убежать в альтер-эго. Слабость. Трусость. Отчаяние. Оправдания. Обвинения. Мерзкий этап в моей жизни. Как брутала-бандюгу меня перестали воспринимать, и я рвался всем показать, как мне срать на это и какой я, помимо этого, талантливый другой. Херня всё это. А в итоге пришлось возвращаться в старую хижину и делать капитальный ремонт. Я бросил бухать и шляться по барам и клубам. Стал питаться иначе. В результате превратился в скучного ворчливого старика. Половину 2015 года я даже не трахался. 4 года я тонул и достиг дна.

В таком состоянии я полетел в Москву. Сломленный и неуверенный в себе. Я не мог выступать. Просто не горел. На презентации альбома в Москве (в «16 тонн») я сбивался и забывал текст трэка, который отскакивал от зубов. Я просто забыл его. Сорвался на публике. Я не вывез. Улетел. Со мной было невозможно работать. Я срался с каждым. В октябре я должен был лететь в Москву и планировать тур с Phlatline. Я не полетел.
Знаешь, когда ты рвёшься «всем доказать», ты перестаёшь творить. Ты теряешь свободу и загоняешься.

Я остался в Берлине и просто взялся за то, что умею. Я бил татуировки, рисовал, выходил по ночам и клеил что-то на стены, занимался спортом, встречался с друзьями. Улетел в Канны на полтора месяца и писал. Из Канн я вернулся отдохнувшим и с полными батарейками. Я с мая 2015 года не писал рэп. Первый трек я написал месяц назад и понял, что готов делать дальше. Просто делать то, что хорошо могу. Делать всё, что я хорошо могу. Голова вновь забилась идеями. Я стал на все смотреть проще.

Нет никаких Ya или Schokk. Есть Дима. Дима очухался.

Фото: Личный архив Димы.

Для тебя есть табуированные темы в творчестве — нечто вроде «Вот про это никогда ни одного слова не будет»?

Нет. Если я захочу о чем-то написать, я это сделаю.

Лет 8 назад я первый тематизировал кунилингус. Ты себе не представляешь, какой шитсторм я получил после этого. «Фу, не пацан» и тому подобное. Я знал, что подобная тема в России — табу. Год спустя я выпустил «МГМНТ2» («Мои губы между ног твоих»), и этот трек вошёл в мой первый сольный альбом. В 2011 году, на автограф-сессии в Москве, в «Медиа Маркте» ко мне подошла женщина за 45, если не ошибаюсь, она была директором филиала, и поблагодарила меня за этот трек и в целом за то, что не боюсь тематизировать такие вещи.

Это заметно не только в тематическом плане.

Просто если раньше у снобов и морализаторов был shitstorm от твоих тем, то сегодня у условных братьев по перу и микрофону (на самом деле, конечно, часто очень условных) наверняка такая же реакция после твоей иронии над их величием. По одному твоему твиттеру можно составить «Антологию замечательных реперов»: вот, например, Галат — чемпион-лещелов в суперлегком весе. Что касается молодых, есть кто-то, про кого ты мог бы сказать: «Молодец, парень, круто, достойно»?

Я вижу, когда кто-то играет роль, и меня это бесит. Наоборот же, мне нравится все новое и непохожее.

Вся тусовка Dead Dynasty мне нравится. Они ниоткуда появились с тем, что так усердно пытались копировать галаты и джубиляи. Но Pharaoh & Co хоть и копия американских оригиналов, тем не менее не вызывают чужой стыд и вывозят этот стиль как в музыкальном, так и в визуальном плане. Увидев их на фото, я бы никогда не подумал, что это дурачки с «хуякса» или вообще русские подростки.

Мне нравятся новички, плюющие на все существующее, пришедшие со своим. Я сам таким был.

Я не могу уважать людей, которые путались у всех под ногами и сегодня претендуют на то, что строили не они. Выросшие в тени — остаются в тени, пока не срубят большие, кидающие на них тень деревья. Никто пока ничего не срубил. В лесу все по-старому.

Смешно, когда The Flow пишут о своих чаще всего бездарных новеньких любимцах и ненароком подсовывают своих старых бездарей-кентов типа Карандаша. «Гляньте, у Энди Картрайта вышел новый трек. Ах да, кстати, ещё у Карандаша вышел новый альбом» — оба на хрен никому не падали.  О Dead Dynasty им писать пришлось бы так и так. Они взлетели без них. Они никому ничем не обязаны.

Pharaoh’а действительно сложно не заметить. У него сейчас тур «Rock is dead». А ты планируешь тур по РФ после выпуска нового альбома?

Я не планирую. Планируют Phlatline. Я пришёл к ним после собственного фиаско, и они также пережили некоторые непредвиденные неприятности. Мы понимали, что без бюджета работать практически невозможно. Невозможно снимать хорошие клипы и так далее.  Этот вопрос решился буквально месяца два назад. У нас впервые появилась возможность все сделать так, как мы хотим, и не идти на вынужденные компромиссы.

Читайте также:
Внуки Обломова: куда бежать от кризиса идентичности?
Внуки Обломова: куда бежать от кризиса идентичности?
Знакомство с насилием
Знакомство с насилием
Постояльцы жёлтого дома
Постояльцы жёлтого дома