Эссе
Займет времени ≈ 8 мин.


Август 2, 2016 год
Иллюстрация: vk.com/official_luna
Что, чёрт возьми, происходит с русской музыкой?
Что, чёрт возьми, происходит с русской музыкой?

.

Полёт нормальный

.

Процесс жизнедеятельности русской музыки сегодня просто стимулирует шипеть: «Что, чёрт возьми, происходит?» — к счастью, чаще с заинтересованностью, а иногда и с восторгом. О’кей, иногда со скепсисом, но и он теперь здоров и органичен, ибо главное — есть, о чём говорить. Наконец-то фишка так легла и звезды так сошлись, что жанры избавились от постыдной сырости, у музыкантов появился «виртуальный трансфер» — возможность дойти до слушателя без лейблов, ТВ и радиоэфиров. Концепции и идеи тоже разжились многоканальными источниками — ныне можно использовать опыт современных западных собратьев, смотреть на отечественное прошлое или экспериментировать, противодействуя всему, что уже знакомо, и всё разом. Звук не сыр, его санкциями не ограничишь. Этот процесс, условно определенный нами как аутентификация, набрал серьезную скорость еще в 2015 году. В категорической оценке он не нуждается («а судьи кто?»), а вот в осмыслении — да. Робко возвращается мода на анализ музыкального текста, который теперь лаконично называют декодингом. Это возвращает слушателю слово и право на осознание художественности, на взаимосвязь речи и музыкального дискурса. Пусть это будет хип-хоп, lo-fi, панк — декодинг возродил интерес к извлечению смыслов, потерянный после школьной муштровки и гуманитарных факультетов.

Новая русская музыка напоминает праздник мёртвых, где все на самом деле живы и искусно меняют маски. Каждый новый релиз мотает нас из холодной Сибири, где сам бог велел взрастить пост-панк, до tricky-флоу — и всё спокойно уживается в пределах матери-земли и гибких границах одного плейлиста. 2016 дорастает до метки «половина», уже есть первые внятные результаты, о которых стоит сказать и в которых стоит разобраться. Хип-хоп в более-менее классическом его понимании пока остается в стороне, так как требует другого поворота головы и подхода. Выясняем, что происходило на месте преступления — там, где звучат гитары и синты. Коротко о тенденциях и релизах для неспящих и для тех, кто проспал последние полгода. Галопом не по Европам, но по родным просторам и их звукам — придется оторваться от земли, чтобы увидеть верхушки и слетевшие крыши.

 

Аффинаж. Проекты Эм Калинина

 

Альбом «Русские песни. Послесловие», который в январе выпустил «Аффинаж», заговорил родной речью без натужного патриотизма, живо и звонко. В записи приняли участие самые небанальные и нерастиражированные голоса — Бранимир, Карелия и Маша Sheridan. Отдельно стоит отметить участие Sheridan в новом альбоме «Аффинажа» — в песне «Речка». До этого проект «никого не люблю» уже делал кавер на её трек — «стихи о любви». Искренне удивляет, что чуть ли не единственный (всё-таки еще есть Meanna) женский голос хип-хопа остается в тени даже после оригинального и во всех смыслах крепкого бутлега «Наука и немного жизни» (2015). Непредсказуемо отзывается словно зашифрованное у «Аффинажа»: «Что в имени тебе моём?»

Фото: vk.com/acnug

За плечами Миши Калинина уже связка проектов: Her Cold Fingers, «Мильён Терзаний», «Быдлоцыкл», (а)спид, никого не люблю и, наконец, «Аффинаж». Такое многообразие объяснимо: работы полижанровые, но объединяет их очевидный артистический талант, которым сегодня могут похвастаться немногие музыканты и даже актеры. Кажется, так же естественно и захватывающе читать, как это делают в рамках «Быдлоцыкла» или проекта «никого не люблю», могли только «Птицу ЕМЪ». То есть можно быть поклонником иного стиля или даже чопорной и экзальтированной натурой, но невозможно не дослушать до конца «Грит» или «мороженое» — очень любопытно, чем дело кончится и в каком настроении персонаж удалится со сцены. Повторимся, не просто петь, а повествовать умеют немногие. Так и «Аффинаж» — по сути, концентрированный аудиоспектакль, где музыкальной, текстовой и игровой составляющим уделяется равное внимание. Правда, реквизит не нужен, достаточно голоса как инструмента репрезентации.

«Русские песни. Послесловие» — лирическая, балладная работа. В деле — русская глубинка, страшная тайна и, кажется, один утопленник. «Послесловие» именно потому, что один глобальный аудиоспекталь уже состоялся до: лонгплей «Русские песни» вышел в 2015 году и объял многие категории этнического самосознания: то же понимание Бога, войны, природы. «Аффинаж», пожалуй, первый проект, которому это удалось без претензии на фолк — мелодично и по-настоящему.

.

.

.

Lo-fi и garage smthng. Sonic Death, slackers, пасош

 

Вслед за Padla Bear Outfit проект Арсения Морозова Sonic Death встал на путь иной музыки для нашего пространства — гаражного рока, где плотный гитарный звук противостоит приглушенному, совершенно не истерическому вокалу. Hate Machine — свидетельство постоянного роста группы. Несмотря на иронию, с которой, кажется, сами музыканты относятся к своей деятельности, они звучат уверенно и выверено — то же касается и текстов. Если хочется больше гитар — это к Sonic Death. Да, и никакого слэма, пожалуйста.

 

Она сказала: «Нет зла без красоты».
Она сказала: «Ты видишь только сны, дороги в рай пусты». 

Sonic Death – Hate Machine

 

Альбом вышел синхронно с полноформатником по-западному экзальтированных On-The-Go и местечково-психоделической работой «Меджикула» и всё равно на этом фоне выиграл, несмотря на менее адаптированный жанр.

 

.

Чище звук стал и у главных представителей некоммерческого лейбла Dopefish Family — slackers ☂. Их новый альбом «Не буду это помнить» получился в хорошем смысле подростковым, несколько напоминающим ранних Weezer. Особенно удачным стал кавер  «Я не знаю» на трек американского дуэта Mr. Airplane Man — I Don’t Know Why.

 

.

В марте состоялся дебютный полноформатный релиз «21» от бывших участников проекта «прыгай киска» — группы «пасош». Несмотря на монотонный вокал и оправданно шумный звук, работа оказалась универсально симпатичной — дух всегда больше, чем звук.

.

.

Из печальных вестей: распался «отстой». В общем, от всей lo-fi общественности выражение глубокой скорби под нетленный «Дальше только Даунхилл».

 

Сережа Сироткин и кое-кто еще

 

Дебютный альбом Сережи Сироткина — это сплошной возглас «Наконец-то!». Во-первых, появился русскоязычный голос, который звучит чисто и мелодично, но без поддержки пластика и коммерции, во-вторых, в плотной толпе плохих и псевдоплохих парней появился хороший — с достойными текстами и светлыми мотивами, даже если поёт о грустном. «Мрамор» — альбом, заслуживающий самой простой характеристики — отличный. Кавер на «Дыхание» Nautilus Pompilius, оставшийся за бортом, но прозвучавший на показе Гоши Рубчинского — иная песня, да всё творчество Сироткина — это иная хорошая песня. К слову, особенно внимательные могли слышать его в группе Fake Empire — только почему-то трек Visitors прошел незамеченным, а зря.

Фото: vk.com/sirotkinmusic

.

Сам Сироткин положительно оценил другой громкий релиз 2016 года — заговоривший «Amore et Morte» Муджуса, до краев заполненный символикой. Анатомию этой работы уже исследовали — остается только заметить, что Mujuice оказался не очень совместим с вездесущей Земфирой, что, впрочем, не испортило альбом, запечатлевший юность во всей ее искренности.

.

.

Еще один луч света в темном царстве — молодая екатеринбургская барокко-поп группа «Сова» и их LP «Когда я научусь». Екатеринбург богат на имена — «Сансара», «Курара», «Смысловые галлюцинации» — и «Сова» в этом ряду уместна прежде всего из-за своей поэтичности. Каждая строчка как будущая надпись перманентным фломастером на стене (никаких трех букв), что оставляют молодые и влюбленные.

.

.

Другая поэтическая штука — альбом «Параллели» группы «Магелланово облако» из Москвы, следующий одновременно канонам русского рока (без унизительных жанровых меток) вроде «Аквариума» и литературных опытов, свойственных «Белой Гвардии». В текстах чувствуется вычитанный Серебряный век и уважение к слову. В плане звука тоже не уступили.

 

Переломившие запрет остались в замкнутом кругу
Того, что с нами уже нет, все так же держит нас в долгу
И жить по формулам из слов до боли в сердце не смешно
На сцену вывели любовь, зал вышел весь до одного

Магелланово Облако – Атмосферы

.

 

.

Несправедливо недооцененный полноформатник — альбом московской группы Pinballsound «Дирижабль», схвативший лучшее от восьмидесятых и девяностых. Группа с легкой руки написала живой, немрачный гимн миру:

.

Война играет в свою лотерею
<…>
Не стреляйте в других, не стреляйте,
Дайте девочкам выгулять платья.

Pinballsound – Не жалейте

.

К тому же не остались в стороне от лирики формейшена и записали кавер на «Таитянку» «Соломенных енотов». Вся «ткань» альбома прошита темой крушения и спасителей, что не приходят, а сама работа — итог всей деятельности команды, которая, похоже, покидает слушателя.

.

.

Громким оказался украинский, но русскоязычный поп-проект — Луна, девушка с якобы do it yourself стилем и громкими флэшбеками к 90м. Действительно, в ее видео и звуке из альбома «Маг-ни-ты» вся прелесть лихих: иногда чересчур простые рифмы, девичья лирика и даже лакированный плащ, вечное «Мама, я полюбила бандита», но тоньше. Для поколения, еще не отошедшего от Tumblr-образов, её творчество — необходимый артефакт. Правда, стоит взглянуть на другую сторону Луны — она подписана продюсерским центром «Kruzheva Music», занимавшимся некогда эпатажными Quest Pistols и поп-рок группой «Нервы». Так что, вероятно, певица Кристина Бардаш — огромная имиджевая история, над которой усердно трудятся. Есть ненавязчивые приятные песни, будто из магнитолы припаркованного шестисотого. Кстати, старый состав Quest Pistols тоже вернулся к жизни — вне лейбла и с новым названием «Агонь»: всё также танцуют, тонко чувствуют тенденции и не смотрят на текстовую составляющую, но всё равно выделяются среди незамысловатой братии.

Фото: vk.com/official_luna

.

.

Отдельное внимание стоит уделить монеточке, которая в тоне адаптированного мидвеста ведет репортаж об абсурдном мире. Её «козырный туз» про судебные процессы над интернет-бойцами и последний трек «уйду к реалистам» — лучше всяких новостей и портретов современности.

.

 

.

.

Унылый реп и веселый Феликс Бондарев. Макулатура, ЭПП, RSAC, Щенки

.

Музыкальные течение, в котором обитают Он Юн, Щенки, RSAC, эхопрокуренныхподъездов, Вы соглашаетесь и с недавних пор макулатура, еще не получило название. Нельзя говорить об абсолютной звуковой однородности, но общность ощущается интуитивно. У трех проектов из названных уже были релизы — полный формат у макулатуры, RSAC, ЭПП, у Щенков вышел расширенный сингл«Who’s Your Daddy?». В трех проектах задействован Феликс Бондарев — работает над собственным Red Samara Automobile Club и отвечает за звук в Щенках и обновленной макулатуре. Заметим, «Пляж» среди альбомов макулатуры — «главный бой в карде без ограничения по раундам», концентрированная тоска, горькая таблетка, которую принимаешь раз за разом, отвергая любой иной сахар.

Резюмируем, Щенки делают лучшую грязь в русскоязычном «подполье», не стесняясь никаких тем, эпп всё также отчаян и погружается глубже, чем от него ожидали, а RSAC такой же легкий — от прошлого «Чё ты начинаешь?» в новое «Ты чё обиделся?»

Фото: vk.com/makulaturabrat

.

 .

.

Новая русская волна и пост-панк

.

Год начался с распада группы «Убийцы» на два проекта — название «Убийцы» осталось за Алексеем Первяковым, который пригласил в группу Алину Латунину, подозрительно похожую на Вику Чехову, Чехова не осталась в стороне — появился проект «Убийцы Crystal». О том, как звучит новая вокалистка, можно судить только по записям лайвов —энергетики Вики болезненно не хватает. «Убийцы Crystal» выпустили два сингла — «Кришна» и «Гривачи» с по-прежнему безумными текстами. Альбом от старых Убийц еще в стадии «Где он и что из него получится?». Кажется, надежда на воссоединение электроклэш-дуэта всея Руси теплится зря.
.

.

Томск — колыбель новой русской волны пост-панка, поэтому не удивляет, что именно там вышли два занимательных EP — в марте «Звезды» выпустили четыре трека, объединенных в «Манчестер», вслед за ними вышел «Я внутри» от «Вхоре». Сразу послышались заметные переклички в лирике — стоит сравнить новый трек «Звезд» «Ты моя вещь» и «Дерево ШИ» «Вхоре», который был представлен в феврале 2015 года. «Звезды» остаются на северном фронте колдвейва, у «Вхоре» по-прежнему достаточно философии и социальных сетей. Думается, тексты Гены Квиткова будут оценены со временем — как это произошло с Борисом Усовым из «Соломенных Енотов». «Вхоре» удалось заново придумать девичий панк на Родине — без показного феминистического упрямства, что, тем не менее, не исключает их независимости. Если вспоминать Томск, стоит отметить и альбом «Бумажных Тигров» — «Ботаника», весточку из прошлого. Трудно определить ассоциативное поле, но они напоминают теплый и менее резкий вариант «Буерака».

.

.

Виктор Ужаков и Ploho в феврале представили альбом «Культура доминирования». В целом, группа не свернула с собственного стилевого пути — отстраненный вокал, холодный звук, отголоски экзистенциального панка о покинутых городах и одиночестве. Вышла зрелая работа, участие в которой принял Лёха Никонов из «Последних танков в Париже».

Фото: vk.com/the_ploho

.

.

«Буерак», группа — негласный лидер волны, пока только готовится к релизу альбома. Синглы «Зимние песни» и  «Страсть к курению», может, и уступают «Спортивным очкам» в хит-способности, но характерного звучания не теряют. К тому же появился сайд-проект «Магнитные бури», который потенциально способен переплюнуть основной, что уже слышно по треку «Цветы».

 

.

Темная новосибирская лошадка «Сруб» из болот, где наверняка бродят лешие, наступил на все родимые мотивы в новом полноформатнике «Песни злых цветов». На самом деле сложно избавиться от призрака Бодлера и его «Цветов зла», но всё же звучат очень по-русски. В целом получилось неровно, но за песню «След в след» можно простить многое.

.

.

Что касается пост-панка, отличилась и кировская «Черная речка», выпустив подборку каверов под названием «Чужие», явившуюся на самом деле только первой частью альбома. Вторая будет содержать уже собственные треки, потому озаглавлена — «Свои». Ностальгичны, как и любые каверы, но совсем не надоедливы, ведь перепеть умудрились такие группы, как «Биоконструктор», «Поп-комбинат» и Ivanov Down.

.

 .

.

Итак

 

Пусть самолёт нашей страны совершает крутое пике и терпит крушение на протяжении нескольких сезонов, но в скорости родного звука мы не теряем. Кажется, волновой кризис нам пока не грозит. Русская музыка уверенно развивается — да, обособляется, но границы открыты и горизонт виден. Пытливо выслушиваешь релизы, декодируешь лирику, вытаскиваешь на свет тенденции и понимаешь: полёт нормальный.

Самое сложное в обзоре и декодинге — определиться с жанром. Не стоит доподлинно доверять искусственной системе, зыбкая классификация – спасательный круг, чтобы не утонуть в информационных потоках. Уже за полгода в пластах аутентифицированной русской музыки чего только ни произошло — так, что слушать и осознавать не всегда успеваешь. Да, делается много и часто цепко, но, как в песне СБПЧ, счастье – секунда за миг до того, как нам захочется больше.